§7. Сложные слова и их правописание - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 1

122. В походе у костра туристы часто поют любимые песни. Одна из них начинается так.

Попробуй догадаться, как называется эта песня. Объясни, как ты рассуждал.





123.Сколько здесь групп однокоренных слов? Запиши слова группами, выдели корень.

Сравни свой результат с работами одноклассников. Что тебя удивило? Какое слово можно отнести к обеим группам? Какие возникают вопросы?





124. Прочитайте. Объясните, что обозначают эти слова. Как вы это определили?

Спишите. Выделите корни. Подберите однокоренные слова. Как их удобнее записать? Много ли подобных слов в вашем словарном запасе? Самостоятельно сформулируйте выводы.





125. Прочитай. Объясни, что обозначают эти слова. Спиши. Выдели корни.

Понаблюдай, какие буквы соединяют два корня в сложных словах. Подчеркни эти буквы. После каких согласных пишется о, а после каких е?





126. Пользуясь инструкцией, определи, какую букву надо написать на месте пропуска.

Спиши. Обозначь орфограмму.





127. Объясни, что обозначают слова. Одинаковое ли значение у корня -вод- в словах первого и второго столбиков? Почему? Докажи.

Спиши, вставь соединительную букву, продолжи запись. Выдели корни, подчеркни соединительную букву. Какая орфограмма-буква согласного есть во всех этих словах? Подчеркни её. Как проверить все эти написания?





128. Образуй сложные слова из данных пар слов. Какую соединительную букву ты напишешь в каждом слове? Запиши сложные слова. Выдели корни. Подчеркни соединительную букву.

Поставь ударение в сложных словах. Найди и подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в корне. Как проверить эти написания? Какие ещё орфограммы есть в этих словах? Подчеркни их, объясни написание.





129. Прочитай. На какой вопрос отвечают все эти слова? Образуй от них и запиши слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?





130. Какие сложные слова называют людей по их профессии? На какой вопрос отвечают все эти слова? Найди среди этих слов лишние. Почему они лишние?

Спиши сложные слова, выдели корни, подчеркни соединительные буквы. Какие орфограммы есть в конце этих слов? Подчеркни эти орфограммы.





131. Образуй и прочитай сложные слова. Что общего в этих словах? Что они обозначают?

Напиши эти слова, выдели корни, подчеркни орфограмму-соединительную букву. Поставь ударение в словах. Найди и подчеркни орфограмму-букву безударного гласного в корне. Какое слово будет проверочным?





132. Подбери сложные слова с этим корнем. Объясни, что они обозначают.

Запиши слова, выдели корни, подчеркни все известные тебе орфограммы.





133. Как называются эти сказочные предметы? Запиши. Обозначь в этих словах все известные тебе орфограммы.

Какой общий корень есть в этих словах? Как ты думаешь, почему так называются именно сказочные, волшебные предметы? Составь устно предложения с этими словами.





134. Прочитай. Какую ”профессию“ придумал себе мальчик? Как у него получилось новое сложное слово? На какое слово оно похоже?

Спиши первые восемь строчек. Найди и обозначь все известные тебе орфограммы.





135. Подбери и запиши как можно больше сложных слов с корнями -ход- и -вод-. Эти слова могут отвечать на вопросы кто? что? и на вопросы какой? какая? какое?

Какие орфограммы есть в словах, которые ты записал? Подчеркни их.





136. Прочитай слова. Что общего у всех этих слов? О каком человеке можно так сказать? Придумай предложения с этими словами. Как ты думаешь, слова пустомеля, пустослов, пустозвон близкие или разные по смыслу?

Спиши, подчеркни соединительные буквы. Подчеркни и объясни остальные орфограммы в этих словах. Сколько орфограмм ты нашёл в слове сладкоежка? (Их здесь целых 4!) Вспомни и запиши ещё одно сложное слово с корнем -еж-. (Подсказка: так называется съедобный гриб.) Какие согласные звуки чередуются в корне слов: еда, малоежка, короед?





137. Прочитай слова, которые называют черты характера человека. Объясни значение этих слов. Какие из этих черт характера тебя привлекают?

Спиши. Выдели корни, подчеркни орфограммы-буквы в корне и между корнями.





138. Прочитай. Какие задания к этим предложениям можно дать? Сформулируй задания и выполни их.

1. Москву основал князь Юрий Долгорукий.
2. Николай Добролюбов – русский писатель и критик, он жил в девятнадцатом веке.
3. Чистопрудный бульвар – одна из улиц в центре Москвы.
4. Волгодонск – город на юге России, в Ростовской области.





139. Прочитай слова. В каждой группе есть четвёртое лишнее слово. Найди его. Почему оно лишнее? Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?





140. Будут ли однокоренными слова путешественник и путеводитель? Почему? Объясни. Правильно ли употреблены эти слова в предложениях?

Спиши предложения, исправь ошибку. Подчеркни все знакомые орфограммы в словах и между словами.





141. Составь и запиши предложения с данными сочетаниями слов.

Обозначь орфограммы в словах и между словами.





142. Свободный диктант.

Самолёт.

В русском языке слово самолёт появилось очень давно. Сначала был ковёр-самолёт в сказках. Потом в армии при царе Петре I были самолёты. Так называли самоходные паромы*. Они двигались силой речной струи. Потом люди придумали машину, которая сама летала по воздуху. А название для неё в языке уже было – самолёт.