§20. Число имён существительных - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

248. Прочитай текст. Как ты думаешь, подходит ли к нему заглавие «шторм и штиль»? почему? Как ты понимаешь смысл последнего предложения?

Выпиши из текста слово, которое называет один предмет, и слово, которое называет много таких же предметов.

Разбери по составу эти слова.

Заглавие «шторм и штиль» не подходит данному тексту, т.к. в нем не описывается шторм и штиль, а два состояния моря: прилив и отлив. Во время прилива волны торопятся, набегают на берег, а во время отлива море постепенно возвращается назад. В последнем предложении говорится о состоянии моря, нахлынувшего на берег.

Волны успокаиваются, море ненадолго замирает и спокойно загорает на отмели.

Вопрос: изменяются ли существительные по числам?


249. Когда мы говорим или о чем-то рассказываем, нам приходится называть один или много предметов. Запиши слова парами.

Какого рода имена существительные в первом столбике? выдели окончания у существительных второго столбика. Ты догадался какие существительные множественного числа, а какие единственного числа? Объясни.

В 1-ом столбике имена существительные мужского рода единственного числа, т.к. обозначают один предмет. Во 2-ом столбике имена существительные множественного числа, т.к. обозначают много предметов.


250. Понаблюдай, как образуется множественное число у существительных женского рода. Запиши, выдели окончания у существительных во множественном числе.

При образовании множественного числа у существительных женского рода изменяется окончание.


251. Понаблюдай, как образуется множественное число у существительных среднего рода. Запиши слова парами, выдели окончания у существительных во множественном числе.

Сформулируй вывод.

Вывод: чтобы обозначить один предмет используются имена существительные единственного числа, для обозначения нескольких предметов – существительные множественного числа. Имена существительные изменяются по числам.


252. Прочитай имена существительные. Выпиши в один столбик имена существительные в форме единственного числа, в другой столбик – множественного числа. Выдели окончания в словах.


253. Напиши имена существительные единственного числа во множественном , а множественного числа – в единственном числе.

Выдели окончания у слов во множественном числе.


254. Прочитай имена существительные. В форме какого числа они употреблены? Можно ли определить их род? Что для этого нужно сделать?

Запиши существительные в единственном числе, укажи род.

Существительные употреблены во множественном числе. Чтобы определить их род нужно представить их в единственном числе.

Объявление (ср.р) , головастик (м.р.) , день (м.р.), ссадина (ж.р.), терраса (ж.р.), пьеса (ж.р.) , чувство (ср.р.), опасность(ж.р.), праздник (м.р.), снегопад (м.р.)


255. Подбери и запиши пять имен существительных в единственном числе, определи род, выдели окончания. Затем запиши их во множественном числе, выдели окончания.

Поселок (м.р.) – поселки, кукушка (ж.р.)- кукушки, раздолье(ср.р.) – раздолья, телевизор (м.р.) – телевизоры, картина (ж.р.) – картины.


256. Подбери и запиши в два столбика 10 слов: 5 имен существительных в единственном числе и 5 во множественном. Укажи, какие существительные одушевленные, а какие -  неодушевленные. Выдели окончания.

                            


257. Отгадай загадку: какие имена существительные здесь «зашифрованы»?


258. Запиши имена существительные, которые имеют такие окончания: а, я, ы, и, е, о. что ты знаешь об этих существительных?


259. Образуй от данных имен существительных форму множественного числа. Выдели окончания. Какая общая орфограмма есть во всех этих существительных во множественном числе? Обозначь ее.

Перо – перья, полено – поленья, клок – клочья, сук – сучья, друг – друзья, колос – колосья, звено – звенья, крыло – крылья, прут – прутья, брат – братья, сын – сыновья.

Общая орфограмма разделительный ь.


260. Прочитай. Существительные в форме какого числа – единственного или множественного – нужно выбрать и вставить вместо точек? Почему? Объясни. Спиши. Выдели окончания у существительных во множественном числе.

Найди и обозначь в словах знакомые орфограммы.


261.  Что общего у этих слов? Спиши и разбери эти слова по составу. Чем, кроме окончаний, отличаются формы единственного числа и множественного числа? Какой вывод можно сделать?

Общее у всех слов – суффикс, с помощью которого образованы слова, называющие детенышей животных. Формы существительного единственного и множественного числа отличаются суффиксами и окончаниями.


262. Прочитай данные имена существительные в форме единственного и множественного числа. Какой вывод ты можешь сделать?

Можешь ли ты вспомнить еще подобные слова? Как ты думаешь, много ли таких слов в русском языке?

Единственное и множественное число одного и того же понятия выражено разными словами, с разными корнями. Подобно изменяется год – лет. В русском языке таких слов немного.


263. Прочитай отрывок из песенки Винни-Пуха, который только что съел мед из горшка. Найди в нем имена существительные. Что ты знаешь о  каждом из них? Напиши по образцу.

Горшок – (что?), н.ф., (что?) горшок – сущ., неодуш., м.р., ед.ч.

Предмет – (что?), н.ф. (что?) предмет – сущ., неодуш.,м.р.,  ед.ч.

Страдания – (что?), н.ф. (что?) страдание – сущ., неодуш., ср.р., мн.ч.

Разочарования – (что?), н.ф. (что?) разочарование – сущ., неодуш., ср.р., мн.ч.

Погода – (что?) н.ф. (что?) погода? – сущ., неодуш., ж.р., ед.ч.