§24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

322. Работа в паре (группе). Выдели окончания имен прилагательных. Как вы будете действовать?

Поставь ударение в именах прилагательных. Ударные или безударные у них окончания? Какой вопрос возникает?

Чтобы выделить окончания имен прилагательных, нужно проследить, как они изменяются по родам, падежам и числам. Для этого надо задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Окончание прилагательного будет соответствовать окончанию вопроса.

Окончания у прилагательных безударные.

Вопрос. Как определить окончания у имен прилагательных?


323. Спиши, выдели окончания. Понаблюдай за окончаниями имен прилагательных. Из скольких букв они могут состоять?


Окончания прилагательных состоят из двух или трех букв.


324. Прочитай столбики. Какие окончания у имен прилагательных мужского, женского, среднего рода?


325. Прочитай. Поставь ударение в словах. Какие окончания под ударением, а какие – без ударения? Как ты думаешь, можно ли допустить ошибки в написании окончаний имен прилагательных? В каком случае?

Можно ошибиться в окончании имен прилагательных, если гласные в нем безударные.


326. Прочитай. Поставь ударение в именах прилагательных. Сравни окончания слов – вопросов и имен прилагательных. Что ты заметил? Попробуй сформулировать правило.

Окончания слов – вопросов и прилагательных совпадают.

Чтобы правильно написать окончание прилагательных нужно поставить к ним вопрос, потому что у слов – вопросов всегда ударное окончание.


327. Прочитай. Найди имена прилагательные. Выпиши пары слов прил. + сущ. Обозначь орфограмму в окончании имен прилагательных.


328. Прочитай стихотворение. В каких строках автор сам определяет его главную мысль? Прочитай. Какие два слова чаще всего повторяются в этом стихотворении? Как ты думаешь почему? Чем интересны эти слова?

Выпиши прилагательные с безударными окончаниями, обозначь орфограмму в окончаниях. Выпиши два прилагательных с противоположным значением. Найди и выпиши однокоренные слова, обозначь корень.

Автор, пытаясь объяснить, что человек может быть разным в разных обстоятельствах, выражает главную мысль стихотворения в последних строчках:

Она была хорошая,
Когда была послушная.
Когда она не слушалась,
Она была плохая.

Чаще всего повторяются два слова: хорошая и плохая.

Эти слова противоположны по значению, могут характеризовать одушевленные и неодушевленные предметы с разных сторон. Автор пользуется ими для сравнения и противопоставления, чтобы определить какой же и когда была девочка.


329. Прочитай. Почему одно и то же яблоко показалось котенку кислым, а червячку – сладким? Спиши. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы в словах и между словами.

Сколько здесь разных орфограмм?
Подбери и запиши однокоренные слова к слову бочок, выдели корень. Какое явление ты наблюдаешь в корнях этих слов? Найди и подчеркни местоимения. Какие имена  существительные они заменяют?


330. Прочитай стихотворение Олега Григорьева. Оно построено на антонимах. Назови антонимы. Какие это части речи?

Вдоль – поперек. Это наречия. Сухой – мокрый (промок, стал мокрым). Это прилагательные.


331. Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму. Не забудь, что вопросу какой?

Соответствуют окончания –ой, -ый, -ий в мужском роде.

Выбери любую пару прилагательных – антонимов и составь с ними предложения. Сколько значений имеют прилагательные свежий и мелкий – одно или больше? Как ты догадался?

Петь сильным голосом – слабым голосом
С новым другом – со старым другом
За большими деревьями – за маленькими деревьями
На высоком заборе – на низком заборе
Свежий огурец – старый огурец
Свежий хлеб – сухой хлеб
Из – за мелкого дождика – из-за крупного дождика
Через мелкий ручей – через глубокий ручей
Мне дали сдачу мелкими монетами.
После утреннего дождя на дороге остались мелкие лужи.
Мама выбрала для меня самое крупное яблоко.
В зоопарке я люблю наблюдать за крупными животными.

Из предложенных словосочетаний становится понятно, что у слов свежий и мелкий несколько разных значений.
У слова свежий: 1) недавно добытый, приготовленный, не испортившийся; 2) идущий в пищу в своем натуральном виде (например, фрукт); 3) прохладный и чистый (воздух); 4) холодный (ветер); 5) не утративший яркости, ясности (краска); 6) не бывший еще в употреблении, не испачкавшийся (рубашка); 7) недавно возникший, новый или обновленный (мысль)

У слова мелкий также несколько значений: 1) состоящий из небольших по величине частиц (песок); 2) небольшой по величине, стоимости, размеру (монета); 3) небольшой по положению (хозяйство); 4) не имеющий большого значения (неприятность); 5) незначительный, ничтожный, низменный (интерес); 6) неглубокий, небольшой во величине (залив).


332. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. Есть ли в этом тексте антонимы?

Как называется страна, где живут итальянцы? А в какой стране живут испанцы? На каких языках говорят эти народы? Запиши по образцу.


333. Спиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена прилагательные. Есть ли в этих пословицах антонимы?

Выпиши и разбери как часть речи слова: собака, ранняя (пташка).


334. Письмо от памяти. Прочитай. От чьего лица написано стихотворение? Чем интересны выделенные имена прилагательные? Подчеркни простым карандашом все известные тебе орфограммы, объясни написание.

Закрой учебник. Запиши по памяти. Обозначь орфограммы.


335. Диктант  с подготовкой. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Вставь буквы простым карандашом.

Закрой учебник. Напиши предложения под диктовку. Обозначь орфограммы. Проверь написанное по учебнику.


336. Выборочный диктант. Прочитай текст. Как изменилось значение прилагательного красный? Послушай текст еще раз. Запиши только пары слов прил. + сущ. Из 2-го абзаца.

Выдели окончания у прилагательных. Покажи графически, от какого слова к какому ставится вопрос. Разбери два любых прилагательных как часть речи.

Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень. Как называется группа слов в рамке? Какие оттенки красного цвета называют эти имена прилагательные?


337. Письмо по памяти. Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл? Что означает в них слово красный (красна)? Подчеркни орфограммы, объясни написание. Напиши пословицы по памяти.

Красна река берегами, а обед – пирогами.
Красна птица пером, а человек умом.

Орфограмма проверяемая безударная гласная в корне слова: обед – обедами, человек – человеку.

Орфограмма словарные слова: обед, пирогами, человек.

В первой части пословиц красна река и птица значит, что река красива своими берегами, а птица украшена перьями. Во второй части пословиц говорится н7е о внешней красоте, а о содержании, достоинстве предметов – обед украшают вкусные, красивые пироги, человек ценен умом.