§26. Глагол как часть речи - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

344. Прочитай тексты. Представь картины, которые нарисованы словами. Одинаковые ли это картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи все эти слова?

Картины в 1-ом и 2-ом текстах похожи, но, первый текст лаконичный, дает неполное представление о происходящем.

Второй текст более распространенный, конкретный, понятный, красиво рисует картину зимней ночи.

Поэтому этот текст предпочтительнее, он «оживлен» прилагательными и словами, обозначающими действия.


345. Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значение действия.

Мальчик (что делает?): учится, играет, шалит, умывается, читает, кушает, смотрит, плавает, бегает, поет, рисует, мастерит, загорает, катается.

Птица (что делает?): летит, сидит, клюет, щебечет, поет, голосит, спит, заливается, прыгает, воркует, каркает, пьет, высиживает, учит, кормит.

Рыба (что делает?): плавает, спит, хватает, растет, плещется, играет, уплывает, выныривает, прячется, нерестится.

Снежок (что делает?): летит, рассыпается, катится, ударяет, попадает, лепится, забивается, идет, падает, покрывает, вьется, кружится.


346. Прочитай текст. Почему часть речи получила такое название?

О каких двух частях речи говорит автор в последнем предложении? Как отличить глагол от других частей речи?

Глагол – слово, речь. Говорить – глаголить, т.е. совершать действие со словами. Поэтому часть речи, обозначающая действия, получила название глагол.

Автор говорит о двух главных частях речи: существительном и глаголе. Без них не построить речь, не выразить мысль.

Отличить глагол от других частей речи можно по поставленному к ним вопросу что делать? что сделать?.


347. Прочитай. Как называются слова каждой группы? Найди глаголы. Как ты будешь действовать?

Выпиши глаголы, наши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.

Расскажи о глаголах по плану:

1. Что обозначают глаголы?
2. На какие вопросы отвечают?
3ю Когда и для чего мы используем глаголы в речи?

Слова каждой группы – однокоренные слова. Чтобы выделить глаголы, нужно поставить к ним вопрос что делать? Что сделать?
(что делал?) бегал, (что делать?) петь, (что делать?) стереть, (что делает?) синеет, (что делать?) писать, (что делает?) алеет, (что сделал?) заалел, (что делать?) ходить,

Однокоренные слова могут быть разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. частями речи.

Глаголы обозначают действия предметов.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И т.п.

В речи глаголы используются для описания действий, совершаемых предметами.


348. Прочитай. В каких предложениях действие происходит сейчас? В каких действие происходило в прошлом? В каких предложениях действие только будет происходить? Как ты догадался? Раскрой скобки, поставь глаголы в нужную форму.

Ты прочитал текст о временах глагола. Это учебно-научный текст. Чтобы лучше понять и запомнить его, ответь на такие вопросы:

Сколько в тексте частей (абзацев)?

На какой вопрос отвечает каждая часть?

Лена (что делает?) учиться (действие происходит в настоящее время) в третьем классе.

Вчера она (что делала?) писала (действие происходило в прошлом) сочинение и (что сделала?) написала (действие произошло в прошлом) его хорошо.

Сейчас она (что делает?) пишет (действие происходит в настоящее время) диктант.

Завтра Лена (что будет делать?) будет писать (действие будет  происходить в будущем) изложение. Дома она (что сделает?) прочитает (действие будет происходить в будущем) рассказ и (что сделает?) подготовится (действие произойдет в будущем) к изложению.

В учебно-научном тексте 4 абзаца.

Первая часть текста отвечает на вопрос: что делают глаголы?, вторая: что обозначают глаголы в настоящем времени и на какие вопросы отвечают?, третья: что обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают?, четвертое: что обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?


349. Прочитай текст. О ком или о чем говориться в первом и во втором предложениях? Что говориться? Найди и выпиши глаголы. Поставь вопрос, определи время глаголов. Найди и подчеркни в глаголах знакомые орфограммы.

Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой, безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину.
Мумии-тролль стоял на крыльце, смотрел, как земля пеленает землю в свой белый саван, и думал спокойно:
«Вечером мы погрузимся в спячку».


350. Прочитай. Выпиши глаголы. Поставь вопрос и укажи время глаголов.


351. Подбери к данным существительным и запиши глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.


352. Прочитай текст. Найди и подчеркни глаголы. В каком времени стоят эти глаголы? Замени их глаголами в настоящем времени и запиши текст. Обозначь орфограммы.

Стояли (что делали?) – глагол в форме прошедшего времени.
Сияло (что делало?) – глагол в форме прошедшего времени.
Пели (что делали?) – глагол в форме прошедшего времени.
Журчали (что делали?) – глагол в форме прошедшего времени.
Наполняло (что делало?) – глагол в форме прошедшего времени.

Стоят (что делают?) теплые дни. Ярче сияет (что делает?) солнце. Громче поют (что делают?) птицы за окном. Веселее журчат (что делают?) ручьи. Радостное чувство наполняет (что делает?) сердце.

Чувства – 2 слога: чувст-во. Первый слог – ударный, ударение падает на гласный [у].
Ч - [чʼ] – согл., непр., глух.. мягк.
У - [у] – глас., удар.
В - [-] – нет звука.
С - [с] – согл., парн., глух., тверд.
Т - [т] – согл., парн., глух., тверд.
В - [в] – согл., парн., звон.,тверд.
О - [а] – гласн., безударн.
7 букв, 6 звуков.

Сердца – 2 слога: серд-ца. Второй слог – ударный, ударение падает на гласный [а].
С - [сʼ] – согл., парн., глух., мягк.
Е - [и] – гласн., безуд.
Р - [р] – согл., непарн., звон., тверд.
Д - [-] – нет звука.
Ц - [ц] – согл., непарн., глух., тверд.
А - [а] – гласн., ударн.
6 букв, 5 звуков


353. Прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Какие различия в значении глаголов – синонимов ты заметил? Что еще объединяет эти слова? Когда происходит действие: в настоящей момент или в прошлом?

В каждом из столбиков – глаголы, которые являются синонимами.

Глаголы различаются по оттенкам значения, однако обозначают одно и то же состояние или действие, то есть они сходны по значению. Все действия, обозначенные глаголами, происходили в прошлом, это глаголы прошедшего времени, у всех глаголов суффикс –л-.


354. Найди четвертый лишний глагол. Как ты догадался, что он лишний?

Спиши глаголы (лишнее писать не нужно). Укажи их время, выдели суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Обозначь все знакомые орфограммы.

Встречает, празднует, трещит. (глаголы в форме настоящего времени)

Прочитает, засмеется, оживет (глаголы в форме будущего времени)

Вытащила рассказала, уточнила (глаголы в форме прошедшего времени)

Лишними являются глаголы не в том времени, что три других в одном ряду.


355. Письмо по памяти. Прочитай стихотворение Олега Григорьева. Оно построено на игре слов. Какими словами играет поэт? О ком говорится в первом предложении? Что говориться? А во втором? Одно или несколько значений у глагола разбить? В каком времени употреблен этот глагол в тексте? Как ты определил? Подчеркни простым карандашом все знакомые орфограммы. Объясни написание.

Закрой учебник, запиши по памяти, обозначь орфограммы. Выдели суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Проверь написанное по учебнику.

У глагола разбить несколько значений: разбить в значении посадить, рассадить (цветы), и разбить в значении расколоть (стакан).

Поэт играет этим словом разбить. В первом предложении он говорит о Миле, которая разбила клумбу в саду. Во втором предложении говориться о ее брате Иване, о том, что он разбил стакан.

Глагол разбить употреблен в прошедшем времени: разбила, разбил. Это можно определить по наличию суффикса –л- и по вопросу: что сделала? Что сделал?


356. Прочитай. Какие глаголы ты напишешь вместо точек? Почему? Объясни.

Имена существительные изменяются по числам. Можно ли то же самое сказать о глаголах? Почему? Докажи. Спиши слова второго столбика, допиши глаголы.

Костры горят
Барабаны бьют
Дожди льют
Трамваи отъехали
Самолеты взлетят

И глаголы, и существительные изменяются по числам, потому что должны быть согласованы по форме. И если существительное стоит во множественном числе, то и глагол должен быть в форме множественного числа.


357. Прочитай. Найди и выпиши глагол. Напиши вопрос, укажи время и число этого глагола. Подбери и запиши однокоренные существительные и прилагательные к этому глаголу.

Обозначь корень.

Выбелил – глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, отвечает на вопрос: что сделал?

Однокоренные существительные: белила, побелка, беляк (заяц), белизна.

Однокоренные прилагательные: белый.


358. Прочитай. Определи время глаголов. Запиши эти глаголы во множественном числе. Выдели суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Глаголы прошедшего времени измени по родам. Подчерки орфограммы, устно объясни их написание.


359. Прочитай текст. В каком времени и числе стоят глаголы? Как изменится смысл текста, если заменить глаголы во множественном числе глаголами в единственном числе? Спиши текст, подчеркни глаголы двумя чертами. Укажи время и число глаголов. Выдели суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Подчеркни орфограммы, объясни написание.

Все глаголы, кроме глагола заблестел, в форме прошедшего времени и множественного числа. В данном тексте заменить глаголы множественного числа на глаголы в единственном числе не возможно, так как говориться о трех персонажах, а не об одном только мальчике по имени дядя Федор.