§31. Главные и второстепенные члены предложения - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

403. Прочитай. Предложения ли это? Почему? Докажи. Какие они по цели высказывания и по интонации?

Прочитай еще раз каждое предложение. О ком или о чем говорится? Что именно говорится? Достаточно ли этих двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Вечер наступил. – это предложение, так как мысль ясна, говорится о том, что наступил вечер, двух слов достаточно для ясности высказывания предложение повествовательное, невосклицательное.

Фонари зажглись. – предложение, двух слов достаточно для выражения мысли: зажглись фонари. Предложение повествовательное, невосклицательное.

Половицы скрипят. – предложение, так как ясно выражает мысль высказывания о том, что скрипят половицы. Предложение повествовательное, невосклицательное.

Часы тикают. – это высказывание – предложение, потому что мысль ясна и понятна: часы работают, идут. Предложение повествовательное, невосклицательное.

Сверчок поет. – это предложение говорит о том, что сверчок поет, мысль эта выражена понятно и двух слов достаточно. Предложение повествовательное, невосклицательное.


404. Прочитай предложения. Не будут ли лишними слова, которые мы добавили? Почему ты так думаешь?

О ком или о чем говорится в каждом предложении? Что говорится? Выделенные слова называются грамматической основой предложения. Как ты думаешь, почему именно основой? Сколько снов входит в основу предложения? Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Какие члены предложения входят в грамматическую основу? Что входит в основу слова? Как ты думаешь, чем похожи эти понятия: основа слова, основа предложения?


Выделенные слова – это грамматическая основа предложения (подлежащее, которое указывает, о ком или о чем говорится; сказуемое, которое называет что говорится о подлежащем). В основу входит два слова – подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что будет делать?

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Основа предложения и основа слова – понятия похожие, но это не одно и то же. Основа предложения – это два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое) без других слов в предложении, основа слова – все слово без окончания.


405. Спиши предложения из упражнения 404. В каждом предложении найди подлежащее. Подчеркни подлежащее одной чертой. Словами какой части речи оно выражено? Найди сказуемое. Словами какой части речи выражено оно? Подчеркни сказуемое двумя чертами.


406. Прочитай предложения. Найди и подчеркни грамматическую основу. Над каждым подлежащим и сказуемым надпиши, какая это часть речи.


407. Прочитай. Сколько здесь предложений? Спиши. Найди и подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Подчеркни в словах орфограммы. Объясни написание.


408. Прочитай. Найди грамматическую основу в каждом предложении. Спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении, укажи, какими частями речи они выражены.

Укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. Подчеркни и объясни орфограммы.


409. Спиши предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу.

Прочитай слова, которые не входят в сонову предложения. Можно ли обойтись без этих слов? Для чего они нужны? Эти члены предложения называются второстепенными. Как ты думаешь почему? К каким словам они относятся? Поставь вопросы и покажи это графически. Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Надпиши.

В углу пруда кувшинки (подл.) расцвели (сказ.).

В грамматическую основу не вошли слова: в, углу, пруда. Без этих слов можно обойтись, они не влияют на смысл предложения, но нужны для более точной информации о том, где происходит действие.  И тогда предложение становится более осмысленным, точным, красочным. Слова, которые не входят в основу предложения называются второстепенными членами. Второстепенные члены не могут влиять на главную мысль или как-то искажать ее, их цель уточнить обстоятельства, место действия, характер этого действия, дать характеристику действующему лицу, предмету, явлению. Второстепенные члены в данном предложении относятся к сказуемому.

Расцвели (глаг.) (где?) –> в углу (сущ.)
В углу (сущ.) (чего?) –>   пруда (сущ.)


410. Спиши. Выдели грамматическую основу, назови второстепенные члены в каждом предложении.


411. Прочитай. Найди в каждом предложении главные и второстепенные члены. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически, к подлежащему или сказуемому относятся второстепенные члены.

Ночка уйдет (какая?) –> темная.
Утро будет (когда?) –> снова.
Котик допоет (что?) –> песню.
Котик разбудит (кого?) –>  нас.


412. Прочитай текст. Найди в каждом предложении главные и второстепенные члены. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.
 ноги (сущ.) кормят (глаг.) (кого?) – волка.


413. Какие предложения здесь написаны? Прочитай их. Запиши эти предложения. Подчеркни грамматическую основу.

Одинаковый ли получился у всех порядок слов в каждом предложении? Почему?


414. Прочитай. Правильно ли подчеркнута грамматическая основа в этих предложениях? Запиши эти предложения в виде схем. Назови, какими частями речи выражены второстепенные члены в этих предложениях.

Основа неверно указана в предложениях: Весенние ручейки громко журчат. На поляне весело синеют колокольчики. Оттого поет он эти песни вслух.


415. Спиши. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Надпиши, какими частями речи выражены главные и второстепенные члены предложения.


416. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически , к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены предложения.

Как ты думаешь, какие предложения мы чаще употребляем в речи – распространенные или нераспространенные?
Как определить, распространенное предложение или нераспространенное?


417. Прочитай. Определи, какие это предложения – распространенные или нераспространенные. Спиши, подчеркни грамматические основы.

Я (подл.) с утра в лесу гуляю (сказ.). (распространенное предложение)
От росы я (подл.) весь промок (сказ.). (распространенное предложение)
Но зато теперь я (подл.) знаю (сказ.) про березку и про мох. (распространенное предложение)


418. Прочитай. Используя имена прилагательные, сделай эти предложения распространенными. Что для этого нужно? Запиши. Покажи графически связь слов в предложении.


419. Прочитай. Сделай эти предложения нераспространенными. Запиши. Подчеркни грамматические основы.

Ветер (подл.) гонит (сказ.). Пойдет (сказ.) дождь (подл.). Лес (подл.) шумит (сказ.).


420. Прочитай. Распространи предложения второстепенными членами. Озаглавь и запиши текст.


421. Прочитай. Какие это предложения? Подчеркни карандашом грамматические основы. Какие второстепенные члены относятся к подлежащему, а какие – к сказуемому? Выпиши сочетания слов, как в образце.

Какие глаголы – синонимы использует писатель, чтобы не повторять одно и то же слово летят?


422. Спиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания, по интонации; распространенные они или нераспространенные.