§3. Сложные предложения с союзами и, а, но. Применяем новые знания, развиваем умения - учебник Бунеев Пронина 4 класс Часть 1

73. Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. Спиши предложения и составь схемы.

Подчеркни известные тебе орфограммы.





74. Составь и запиши сложные предложения, используя союзы и, а, но, поставь запятые. Объясни графически постановку запятой.

Выполни разбор одного из предложений.





75. Работа в паре. Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм*) ”Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении“. Проговорите её по очереди.

Сравните свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с. 163. Пользуйтесь инструкцией при выполнении следующих упражнений.





76. Диктант с подготовкой. Прочитай текст. Пользуясь инструкцией, расставь в нём знаки препинания. Понаблюдай, какую роль играют в этом тексте сложные предложения с союзами а и но. Напиши под диктовку.

Составь схемы сложных предложений. В каких из них есть однородные члены? Обозначь известные тебе орфограммы.





77. Спиши текст, вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Графически объясни постановку запятых.

Понаблюдай, из каких предложений состоит текст, какую роль в них играют союзы. Одинакова ли роль союзов и и но?





78. Прочитай текст. Что нового для себя ты узнал? Захотелось ли тебе о чём-то поговорить со своим учителем иностранного языка?

Как бы ты сформулировал главную мысль этого текста? Перечитай 2, 3 и 4-й абзац текста. Какая мысль их объединяет? Почему авторы выбрали для иллюстрации своей мысли именно сложные предложения с союзом а? Спиши один из этих трёх абзацев, графически объясни постановку запятых.





79. Прочитай текст и расставь в нём карандашом недостающие запятые. Сколько запятых ты поставил в каждом предложении? Проверь себя: посмотри ответ на с. 159 учебника.

Запиши текст под диктовку. Составь схемы сложных предложений. Перечитай текст. Какие воспоминания навевала герою разная музыка? Какие предложения использовал автор, чтобы передать эту мысль? Чем похожи эти предложения?





80. Свободный диктант.

В свободное время он бегал в музей. Здесь висели большие картины в золотых рамах, а по углам стояли статуи из мрамора.
Он проходил мимо полотен великих масте- ров и направлялся к заветному залу. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари в латах. Он мечтал о подвигах, а жизнь его прохо- дила однообразно и буднично.
Он садился за парту, и парта мгновенно превращалась в бо- евого коня. Пальцы сами рисовали мечи и до- спехи.



81. Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему ”Что я знаю о сложном предложении“. Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером.

План
1. Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
2. Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?
3. Что общего у союзов и, а, но и чем они различаются?
4. Запятая в сложном предложении и её роль.
5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в постановке запятой в сложном предложении с союзами и, а, но и в предложении с однородными членами и теми же союзами?





82. Сочинение. Напиши сочинение о себе и своих близких на тему ”Субботний вечер у нас дома“. Расскажи, что делают взрослые, а чем в это время обычно занимаешься ты, твоя собака (или кошка, или другой питомец, который живёт у вас дома). Какое настроение у тебя бывает, что ты чувствуешь, о чём думаешь. Используй предложения с однородными членами, сложные предложения с союзами и, а, но.