§7. Три склонения имён существительных. Применяем новые знания, развиваем умения - учебник Бунеев Пронина 4 класс Часть 1
159. Спиши имена существительные, выдели окончания, определи склонение. Какая орфограмма есть во всех этих существительных?
Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в корне, которые нельзя проверить.
Просклоняй устно существительное костёр в единственном и множественном числе.
160. Определи склонение данных существительных и запиши их в три столбика. Выдели окончания.
Какая общая орфограмма у существительных 1-го и 2-го столбика? Подчеркни эту орфограмму. Устно просклоняй существительные аппарат и группа.
161. Подбери и запиши по 10 существительных 1, 2 и 3-го склонения. Выдели окончания. Подчеркни в этих словах известные тебе орфограммы.
162. Прочитай текст. Какова его главная мысль?
Главная мысль текста выражена в его первом предложении: "О склонении мы говорим тогда, когда в слове есть основа и окончание".
163. Прочитай стихотворение. Определи род и склонение выделенных существительных. В каком случае сделать это тебе было труднее?
Спиши последнюю строфу: запиши предложение в строчку. Объясни графически, что разделяют запятые в этом предложении. Выполни разбор этого предложения, составь схему. В каких падежах стоят выделенные имена существительные в этом предложении?
164. Прочитай текст. Как объясняет автор смысл этого названия – ”склонение”?
Авто объясняет смысл названия "склонение" от отклонение от первоначального падежа.
165. Прочитай текст. Отрывок из какого произведения ты прочитал? Кто его автор?
Выпиши из текста все имена существительные и выполни по образцу разбор существительных из 1-го абзаца.
166. Спиши текст. Раскрой скобки, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений с прямой речью.
Выполни разбор имён существительных как части речи по образцу, данному в упр. 165.
167. Прочитай слова. Какого они рода?
На какие две группы ты можешь разделить эти слова? Запиши их в два столбика.
Какую надпись ты сделаешь над каждым столбиком? Какой вывод можно сделать?
Выдели окончания существительных.
У слов какого столбика это можно сделать, а у слов какого – нет? Почему?
168. Спиши словосочетания и допиши окончания прилагательных. Что для этого нужно сделать?
Какого рода все эти имена существительные? Как ты думаешь, правильно ли будет отнести все эти существительные ко 2-му склонению, так как они среднего рода и оканчиваются на -о или -е? Почему? Объясни.
169. Обрати внимание на то, как выполнен разбор по составу данных существительных. Какую особенность ты заметил?
Продолжи этот ряд: допиши ещё два-три существительных, которые не изменяются.
170. Спиши, вместо точек допиши слова, данные в скобках.
Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения? Попробуй догадаться, как называются все те существительные, которые ты наблюдал в упражнениях 167–170?
171. Выпиши из предложения все имена существительные и разбери их как часть речи. Можешь ли ты сразу сказать, какая запись будет длиннее – к существительному матушка или фортепьяно? Почему? Объясни.
172. Напиши сочинение на тему ”Пальчики оближешь!” (так говорят о чём-то очень вкусном). Расскажи, что лучше всего готовят твои мама, бабушка и ты сам, чем любят полакомиться в вашей семье. Постарайся употребить несклоняемые существительные кофе, какао, желе, филе, суфле и др. с разными предлогами и прилагательными. Используй предложения с однородными членами, глаголы-синонимы.
Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в корне, которые нельзя проверить.
Просклоняй устно существительное костёр в единственном и множественном числе.
160. Определи склонение данных существительных и запиши их в три столбика. Выдели окончания.
Какая общая орфограмма у существительных 1-го и 2-го столбика? Подчеркни эту орфограмму. Устно просклоняй существительные аппарат и группа.
161. Подбери и запиши по 10 существительных 1, 2 и 3-го склонения. Выдели окончания. Подчеркни в этих словах известные тебе орфограммы.
162. Прочитай текст. Какова его главная мысль?
Главная мысль текста выражена в его первом предложении: "О склонении мы говорим тогда, когда в слове есть основа и окончание".
163. Прочитай стихотворение. Определи род и склонение выделенных существительных. В каком случае сделать это тебе было труднее?
Спиши последнюю строфу: запиши предложение в строчку. Объясни графически, что разделяют запятые в этом предложении. Выполни разбор этого предложения, составь схему. В каких падежах стоят выделенные имена существительные в этом предложении?
164. Прочитай текст. Как объясняет автор смысл этого названия – ”склонение”?
Авто объясняет смысл названия "склонение" от отклонение от первоначального падежа.
165. Прочитай текст. Отрывок из какого произведения ты прочитал? Кто его автор?
Выпиши из текста все имена существительные и выполни по образцу разбор существительных из 1-го абзаца.
166. Спиши текст. Раскрой скобки, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений с прямой речью.
Выполни разбор имён существительных как части речи по образцу, данному в упр. 165.
167. Прочитай слова. Какого они рода?
На какие две группы ты можешь разделить эти слова? Запиши их в два столбика.
Какую надпись ты сделаешь над каждым столбиком? Какой вывод можно сделать?
Выдели окончания существительных.
У слов какого столбика это можно сделать, а у слов какого – нет? Почему?
168. Спиши словосочетания и допиши окончания прилагательных. Что для этого нужно сделать?
Какого рода все эти имена существительные? Как ты думаешь, правильно ли будет отнести все эти существительные ко 2-му склонению, так как они среднего рода и оканчиваются на -о или -е? Почему? Объясни.
169. Обрати внимание на то, как выполнен разбор по составу данных существительных. Какую особенность ты заметил?
Продолжи этот ряд: допиши ещё два-три существительных, которые не изменяются.
170. Спиши, вместо точек допиши слова, данные в скобках.
Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения? Попробуй догадаться, как называются все те существительные, которые ты наблюдал в упражнениях 167–170?
171. Выпиши из предложения все имена существительные и разбери их как часть речи. Можешь ли ты сразу сказать, какая запись будет длиннее – к существительному матушка или фортепьяно? Почему? Объясни.
172. Напиши сочинение на тему ”Пальчики оближешь!” (так говорят о чём-то очень вкусном). Расскажи, что лучше всего готовят твои мама, бабушка и ты сам, чем любят полакомиться в вашей семье. Постарайся употребить несклоняемые существительные кофе, какао, желе, филе, суфле и др. с разными предлогами и прилагательными. Используй предложения с однородными членами, глаголы-синонимы.