§10. Что мы уже знаем об имени прилагательном - учебник Бунеев Пронина 2 часть 4 класс
200. Прочитай отрывок из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты». Постарайся представить картину, нарисованную словами. Подчеркни главные члены в каждом предложении.
Обрати внимание, какой частью речи выражены в основном второстепенные члены предложения. Что представляет собой этот текст – описание или повествование? Почему ты так думаешь? Объясни.
201. Прочитай и сравни два текста. В каком из них дается рассказ о последовательно развивающихся событиях? Это текст – повествование. Проследи, как движется твое читательское восприятие от действий к действию. Подчеркни во 2-ом тексте главнее члены предложения – ключевые для понимания смысла. Обрати внимание, что в 1-м тексте мысль не развивается последовательно, а как бы «растекается вширь», и при чтении ты обращаешь внимание не на события , а на качество предметов, и в твоем воображении возникает картина. Это текст – описание. Какие члены предложения в этом тексте являются ключевыми? Какой частью речи они выражены?
Какую смысловую нагрузку несут прилагательные в этом тексте? Какое настроение они создают и передают? Что значит «чутко – пугливая тишина»?
Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте? Спиши предложения с однородными членами и графически (с помощью схемы) объясни, почему поставлены или не поставлены запятые в этих предложениях. Сделай вывод: чем же отличаются друг от друга повествование и описание, каковы цели и особенности построения таких текстов.
Вспомни, что тебе известно об этом из уроков риторики.
202. Прочитай стихотворение. Какую картину ты представляешь? У автора это стихотворение не имеет заглавия. А как бы ты его озаглавил? Спиши. Объясни постановку запятых: составь схемы предложений. Определи, какими членами предложения являются имена прилагательные – главными или второстепенными.
Этот текст описание или повествование? Почему? Объясни.
203. Ты, конечно, помнишь стихотворение С.Я.Маршака «Мельник, мальчик и осел»? прочитай отрывок из этого стихотворения. Как с помощью прилагательных – антонимов создается комически эффект? Употребление какого существительного в переносном значении помогает понять основную мысль этого стихотворения?
204. Вспомни или перечитай стихотворение Г.Спагира «Людоед и принцесса, или Все наоборот». Какой прием использует поэт для создания комического эффекта? Какие слова ему в этом помогают? В чем особенность этих слов?
205. Спиши, вставь пропущенные буквы. Допиши прилагательные – антонимы и существительные к ним.
Обозначь орфограммы на месте пропусков букв. Это одна и та же орфограмма или разные? Их написание определяется одним и тем же правилом или разным?
206. Прочитай предложение. В чем особенность его построения?
Спиши предложение, вставь пропущенные буквы, подчеркни и объясни орфограммы.
Составь схему и объясни постановку запятой.
Составь и запиши 4-5 похожих предложений, можешь использовать прилагательные – антонимы из упр. 205 или подобрать свои. Постарайся, чтобы в словах было как можно больше известных тебе орфограмм.
207. прочитай текст. Обрати внимание на прилагательные. Какую смысловую роль они играют? Какое настроение создают?
Измени название текста - «Пасмурный день» - и запиши текст. Подумай, как изменится настроение, какими прилагательными нужно заменить прилагательные, данные в тексте, чтобы передать это настроение.
208. Выпиши из предложения имена прилагательные и перечисли все их признаки.
209. Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что я знаю об имени прилагательном». План рассказа составь самостоятельно.