Простые и сложные предложения - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

118. Прочитайте строки из стихотворения А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Обратите внимание: это всё одно предло­жение. Сколько в нём частей? Найдите главные члены предложения в каждой его части. Запиши­те их по образцу.

Образец. Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) ... .

Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) блистало, день (что делал?) становился, сень лесов (что делала?) обнажалась, туман (что делал? ложился.


119. Прочтите сложное предложение из стихо­творения И. Бунина. Выделите в нём все части. Найдите подлежащее и сказуемое в каждой части.

[Кругом вода (подлеж.) журчит (сказ.), сверкает (сказ.)],

[Крик (подлеж.) петухов звучит (сказ.) порой],

А [ветер (подлеж.) мягкий и сырой

Глаза тихонько закрывает (сказ.)].


120. Прочитайте предложения в двух группах. Можно ли эти предложения назвать сложными? Почему?

1. Сверкнула молния. Раздались раскаты грома. Хлынул поток дождя.

2. Стали дни коротки. Солнце светит мало. Вот пришли морозы. И зима настала. (И. Суриков.)

Объедините простые предложения в каждой группе таким образом, чтобы получилось одно сложное предложение.

1. Сверкнула молния, раздались раскаты грома, хлынул поток дождя.

2. Стали дни коротки, солнце светит мало, вот пришли морозы, и зима настала. 


121. Объясните постановку запятых в четверо­стишиях из произведений С. Маршака и А. Пле­щеева.

1. Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке,

А улеглись постелью гладкой

И строго окаймили лес.

2. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Какое из двух предложений является сложным, а какое — предложением с однородными членами? Запишите по памяти любое из четверостиший.

1. Простое предложение с однородными членами.

2. Сложное предложение из трех простых.


122. Прочитайте строки из басни. Найдите сложное предложение. Назовите основу каждой час­ти сложного предложения. Объясните расстановку знаков препинания в нём.

Чижа захлопнула злодейка-западня.
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.

И. Крылов

Бедняжка (подлеж.) в ней и рвался (сказ.), и метался (сказ.),

А голубь (подлеж.) молодой над ним же издевался (сказ.).


123. Прочитайте предложения. Какие из этих простых предложений можно соединить по смыслу в сложное предложение? Составьте два сложных предложения. Запишите их, расставляя знаки пре­пинания.

Надвигалась свинцовая туча.
Ребята поспешили домой.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки.
Бесшумно пролетают над высокими снежными суг­робами совы.

Надвигалась свинцовая туча, и ребята поспешили домой.

По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, бесшумно пролетают над высокими снежными суг­робами совы.


124. Закончите предложения так, чтобы они по­лучились сложными. Выберите один из союзов из скобок. Запишите полученные предложения, верно расставив знаки препинания.

1. Урок закончился, и ребята побежали в спортзал. 2. Мама подарила мне красивую книгу, а папа - велосипед. 3. Люда и Сергей дружат, но на катке они соперничают. 4. В классе установили новый компьютер, и все ребята хотели его получше разглядеть. 5. Я хорошо знаю правила ор­фографии, но пятерка за диктант - большая редкость в моей тетради. 6. На улице стоит прекрасная погода, но мама все равно велела мне повязать шарф. 7. Папа купил мне билет на спек­такль в Театр юного зрителя, но я заболел и остался дома. 8. Брат лю­бит читать книги, и я уважаю его начитанность и прислушиваюсь к его советам.