Речевая культура. Обращение - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

18. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? С какой целью? Расскажите.

Прочитайте реплики из диалогов и описание сутации общения. Какая реплика и какая ситуация общения подходят к каждому из рисунков?

Какие иллюстрации можно нарисовать к остальным ситуациям?


19. Обсудите, какие слова надо употребить при обращении к учительнице, маме или бабушке, подруге? Используйте слова для выбора, приведите и свои примеры. Запишите их, подчеркните обращения.

К учительнице: здравствуйте, уважаемая.

К маме или бабушке: здравствуй, привет, дорогая, милая.

К подруге: здравствуй, привет, дорогая, милая.


20. Спишите предложения с обращением, расставьте знаки препинания.

  1. - Здравствуйте, Людмила Аркадьевна! Вы меня вызывали?
  2. - Слушай, Дениска! - сказала девочка. - Ты будешь нам помогать?

21. Обратитесь к собеседнику с просьбой или вопросом, на которые можно дать такие ответы:

  1. Конечно, помогу, Вася.
  2. Обязательно позвоню. Не беспокойся, мама.
  3. Путешествуем по городам России.
  4. В Суздале, Владимире, Ярославле.

1) - Саша, ты нам поможешь?

2) - Не забудь, Алеша, мне позвонить, когда доедешь.

3) - А чем вы, друзья мои, занимаетесь в каникулы?

4) - Где ты, юный путешественник, уже побывал.

Как правильно ставить ударение в словах звонишь, позвонишь?

А ты посмотри в орфоэпическом словарике "Говори правильно" в конце учебника.


22. Прочиатйте строки из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.Пушкина и отрывок из народной сказки "Лисичка со скалочкой". Выпишите предложения, которые вам понравились. Обращения обведите. Что может рассказть о герое обращение, которое он использует в речи?

Выпишите выделенные слова, обозначьте в них орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова и запишите их.


23. Запишите несколько предложений с обращением к маме, папе, бабушке и дедушке, друзьям. Подчеркните обращения, верно расставьте знаки препинания.

Мама, расскажи сказку.

Бабушка, твои пирожки лучшие в мире!

Помоги мне починить велосипед, папа.

А ты, дедушка, тоже воевал?

Я, ребята, на каток сегодня не пойду.


24. Обсудите, будет ли отличаться деловая речь (например, общение между учителем и учеником, учеником и директором школы) от обычной разговорной речи. Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так, чтобы сначала участником диалога были учитель и ученик, а потом - два одноклассника.

  1. Просьба объяснить непонятное правило по русскому языку.
  2. Рассказ о том, как прошел выходной день.
  3. Описание самого интересного события.

- Деловая речь более строгая (официальная). Ее цель - дать информацию. Поэтому в объявлении, инструкции, объяснительнйо записке эту информацию излагают четко, кратко, ясно.


25. Определите, какие их предложений могут быть употреблены в деловой речи, а какие - в речи разговорной.

1. Прошу предоставить мне отпуск с 1 июня 2011 года. 2. Как же я хочу, чтобы поскорее начались каникулы! 3. За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется выговор. 4. Директор интерната приобрел для учащихся восемь портфелей, одиннадцать учебников, двенадцать линеек, шщестнадцать альбомов и двадцать карандашей. 5. Я с удовольствием пришлю тебе все фотографии, которые сделала во время нашего чудесного путешествия. 6. По прогнозам метеобюро, в Подмосковье сохранится солнечная погода. 7. Малыши с наслаждением бегали по осеннему парку, собирали букеты из опавших листьев. 8. Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18:00.

Спишите предложения, которые употребляются в деловой речи.

Подчеркните орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите проверочные слоав, где это возможно.


26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал инфорамцию? Уместно ли использовал слова в обращении?

Объясните написание выделенных букв. Выпишите слова с непроверяемыми написнаиями.


27. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Каминского "Начинаю новую жизнь".

Можно ли план действий отнести к деловой речи? Помогает ли составление планов четко организовать работу? Выпишите выделенные млова. Обозначьте в них орфограммы.


28. Составьте и запишите один из планов: план проведения каникул, план рабочего дня, план проведения дня рождения.

- В школе, например на уроках математики или русского языка, вы знакомитесь с терминами и правилами. Знаете ли вы, что для формулировки терминов и правил используется научная речь? Цель научной речи - четко, точно, ясно объяснить факты, сообщить научные сведения.

План проведения дня рождения.

1) Встретить гостей.

2) Пригласить всех в мою комнату.

3) Показать коллекцию марок, аквариум, рассказть о рыбках.

4) Пригласить к столу. Торжественно вынести пирог, который сам испек под руководством мамы.

5) Поблагодарить за подарки.

6) Пойти гулять в парк и на карусели.


29. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, а какой - к художественной речи?

Выпишите выделенные слова. Сделайте их звукобуквенный анализ.


30. Составьте два текста на одну из предложенных ниже тем так, чтобы один текст был научным, а другой - художественным.

"Ель и сосна". "Кошка". "Трактор".

Если вам трудно составить научный текст, обратитесь к энциклопедии.


31. Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них сравнение.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

З. Александрова.

Объясните, как предметы сравниваются друг с другом. ПО каким признакам они сравниваются? Понять это вам помогут рисунки.

 - Обратите внимание! В строчках "Как розовые яблоки, на ветках снегири" при сравнении используется слово как. Кроме него, при сравнениях используются слова как будто, словно, точно.

Спишите стихотворные строки, подчеркните орфограммы. Найдите имя прилагательное, выпишите его и разберите как часть речи. 


32. Прочитайте загадку и попробуйте ее отгадать.

Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Какие слова используются в загадке для названия месяца? Сравните рисунки. Докажите, что сходство формы двух предметов позволяет перенести название одного предмета (краюшки хлеба) на другой предмет (месяц) и использовать одно название вместо другого.


33. Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова. Они называют один их сравниваемых предметов.

1) Чем ярче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом, и весело мне было по утру бродить по этим солнечным палатам! 2) Под большим шатром голубых небес - вижу - даль степей зеленеется. 3) Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней румяный, светлый хоровод толпится весело за ней.

Запишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.


34. Прочитайте. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.

Сравнение: как вышки, что оконца.

Метафоры: блестят желтою резьбой, золотое решето, черных домиков, конь вороной, новая постель.


35. Прочитайте строки из стихотворения "Мужичок с ноготок" Н.Некрасова.

Попробуйте заменить выделенные слова синонимами из слов для выбора. Оюъясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов.

Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенный, солидный, важный.


36. Прочитайте текст К.Чуковского о стихотворении Н.Некрасова "Мужичок с ноготок".

В каком предложении из текста К.Чуковского выражена его главная мысль? Запишите это предложение.

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.


37. Прочитайте текст К.Паустовского. Определите его тему и главную мысль.

Составьте план текста. Перескажите текст по составленное плану. Выделенные предложения спишите и подчеркните в них главные члены предложения.

Тема: как приручали кота-беспризорника.

Главная мысль: чтобы кот не был вором, накормите, приласкайте и приютите его.

План:

1) Кот-ворюга.

2) Несчастный бродяга.

3) Попался!

4) Приручение кота.

К нам повадился какой-то кот.

Звали его за глаза Ворюгой.

Кот ел больше часа.