Речевое общение. Речь устная и письменная - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1
1. Прочитайте текст К. Паустовского, записанный Ваней под диктовку. Есть ли в нем ошибки? Найдите их и объясните Ване, какие правила русского языка ему надо выучить.
В саду всё падали и падали листья березы. За одну ночь пожелтели до самых верхушек, листья сыпались с них частым печальным дождем.
Правила: знаки преписания в конце предложения при однородных членах.
Какие правила письменной речи нарушил Ваня? Легко ли понять смысл текста, записанного с подобными ошибками? Запишите текст, исправив ошибки Вани. Обозначьте известные вам орфограммы.
2. Расскажите Ване все, что вы знаете о речевом общении. Если затрудняетесь, используйте приведенные ниже слова и словосочетания для выбора.
Собеседники должны внимательно слушать друг друга, не перебивать высказывание товарища. Устная речь использует паузы там, где в письменной речи стоят знаки преписания.
3. Прочитайте пословицы. Спишите те из них, которые посвящены общению - устному или письменному.
1) Сказанное слово улетит, в написанное останется. 2) Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 3) Не стыдись спрашивать - стыдись оставаться невеждой. 4) Сперва подумай, потом скажи. 5) Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. 6) Говорить не думая - стрелять не целясь. 7) Кроткое слово и гнев побеждает. 8) Худое слово и сладким медом не запьешь. 10) Что написано пером, не вырубишь топором.
Найдите в выделенных словах орфограммы. Объясните их.
- Вспомните, с помощью чего мы передаем устную речь на письме.
4. Рассмотрите рисунки. Придумайте имена детям. Составьте и запишите два-три предложения к каждому рисунку, используя словосочетания для выбора.
1) Саша и Катя внимательно слушают друг друга, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи в книге. Они разговаривают уважительно, доброжелательно, стремятся понять друг друга.
2) Саша и Катя не слушают друг друга. Они обиженно отвернулись в разные стороны. Перекричать друг друга не получилось, и они замолчали.
Расскажите о том, как вы общаетесь с друзьями, родителями, учителями.
- Я подружился со многим ребятами и очень хочу сохранить эту дружбу. Что мне для этого нужно сделать?
- Постарайся ни с кем не ссориться, учись общаться с ребятами доброжелательно, это поможет сохранить дружбу. Помни пословицу: Нет друга - ищи, а нашел - береги!
5. Закончите предложения.
Профессор Самоваров и Ваня ведут диалог: Тема диалога - "Знаки препинания в письменной речи". Главная мысль беседы выражена в предложении: "Недостающие или неправильно расставленные знаки препинания в предложении могут исказить мысль".
6. Прочитайте стихи М. Танича к песне про дружбу. Определите главную мысль. Объясните орфограммы в выделенных словах.
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Запишите один из куплетов по памяти.
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Орфограммы: веселей - веселый; дорога - полногласие -оро-; чуть-чуть - повторяющееся наречие; с друзьями - мн.ч., Т.п.; снег - снега; проливной - лить.
7. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? Кто ведет диалог, а кто - монолог?
Составьтеи запишите по два-три предложения к каждому рисунку. Какие предложения по цели высказывания вы использовали: повествовательные, вопросительные, побудительные?
1) Диалог.
- А где же ваша рыба? Ведь вы с рыбалки идете.
- Уснул и видел во сне во-от такого леща, а проснулся - нет его. Видно, сорвался, пока я спал.
2) Монолог.
- Природа дарит нам не только несметные богатства, кормит и одевает нас, но и радует глаз необыкновенной красотой, с которой не сравнится ни одно изобретение человека. Берегите природу!