Слово как часть речи - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

197. Составьте текст-рассуждение «Почему и для каких целей необходимо изучать слово как часть речи».


198. Сгруппируйте и запишите данные слова по частям речи. Охарактеризуйте каждую из них.

Лестница, свежие, дождь, мягкий, закричал, голуб­ка, обложка, белизна, позвонил, пробег, солнце, убе­жит, хлопочет, хищная, берег, дождливый.

По каким признакам вы определили, что слово нужно отнести к той или иной части речи?

Имя существительное: лестница, дождь, голубка, облака, белизна, пробег, солнце, берег.

Имя прилагательное: свежие, мягкий, хищная, дождливый.

Глагол: закричал, позвонил, убежит, хлопочет.


199. Прочитайте предложение и попробуйте уло­вить его смысл.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Эту загадку известный русский языковед Л. Щерба предложил своим студентам. Они догада­лись. А вы?

Устно.

 

 


200. Какие общие грамматические значения име­ются у слов в каждой группе? Обратите внимание на слова и словосочетания для выбора.

1. Варенье, печенье, соленье.

2. Пришло, потеплело, взошло.

3. Огромная, горячая, искристая.

Слова и словосочетания для выбора: обозначает предмет, обозначает признак предмета, обозначает действие предмета, имеют род, число, падеж, время, одинаковые окончания.

1 - обозначают предмет, имеют род, число, падеж, одинаковые окончания.

2 - обозначают действие предмета, имеют род, число, время, одинаковые окончания.

3 - обозначают признак предмета, имеют род, число, падеж, одинаковые окончания.


201. Какие общие грамматические значения име­ются у слов в каждой группе? Какая часть слова помогает определить эти значения?

1. Туча, дача, сдача, удача, роща.
2. Плечо, окно, небо, ведро, утро.
3. Ясень, осень, шило, скала.
4. Напишем, узнаем, прочитаем, возьмём.
5. Узнала, помогла, записала, выучила, заснула.
6. Родные, далёкие, русские.


202. Прочитайте предложения. Среди выделен­ных слов найдите слова с общими грамматически­ми значениями. Запишите слова по группам. Обра­тите внимание на образец.

Образец. Грачи, ручьи — имена существительные в именительном падеже, во множественном числе.

1. Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов.)

2. Топишь берег ты земли, поднимаешь корабли. (А. Пушкин.)

3. Шумят ручьи, блестят ручьи! (Е. Баратынский.)

4. Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. (А. Фет.)

— На основе общего грамматического значе­ния (предмет, признак предмета, действие пред­мета) слова объединяются в большие группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения.


203. Составьте предложения из данных слов. Подберите для своих предложений слова, отвечаю­щие на вопрос кто? Какие слова вы ещё исполь­зуете?

1. Лает, сторожит, грызёт. 2. Летает, собирает, жуж­жит. 3. Скачет, ржёт, бегает. 4. Жуёт, мычит, ходит.

Запишите получившиеся предложения. Укажите общее грамматическое значение всех глаголов.

1) Собака грызет косточку, она лает и сторожит дом.

2) Пчела летает среди цветов, жужжит и собирает нектар.

3) Жеребенок бегает по поляне, играет, скачет, ржет.

4) Корова пасется на лугу, ходит медленно, мычит, жует.


204. Прочитайте слова. Какие предложения мож­но из них составить? Запишите эти предложения. Чем эти предложения будут различаться? Обратите внимание: подарок чей? сестры, подарок кому? сестре.

Подарок, сестра, очень, нравится, Марина.

Какая часть слова помогла выразить две разные мысли одними и теми же словами?


205. Сравните словосочетания. Найдите те части слов, которые помогают понять, что смысл слово­сочетаний в каждой паре разный. Самостоятельно составьте и запишите подобные словосочетания.

Подарок (кого?) брата. — Подарок (кому?) брату.

Купил (к о г о?) собаку. — Купил (ком у?) соба­ке.

Благодарность Андрея. - Благодарность Андрею.

Дар князя. - Дар князю.

Аплодисменты актеру. - Аплодисменты актера.


206. Распределите и запишите слова по группам (частям речи).

Здоровье, оздоровительный, смеяться, облачный, медленный, смех, смешной, цвести, цветок, цветочный, удача, удачный, думать, задумчивый, дума, красота, медлить, красивый, красоваться, облако.

Имя существительное: здоровье, смех, цветок, удача, дума, красота, облако.

Имя прилагательное: оздоровительный, облачный, медленный, смешной, цветочный, удачный, задумчивый, красивый.

Глагол: смеяться, цвести, думать, медлить, красотваться.


207. Спишите текст. Найдите и обозначьте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Лес ... звенел. Я узнавал тонкий, острый свист си­ниц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок. Стройная, изящная птичка сидела на верхушке моло­дой ели, на её светлом вертикальном побеге, и за­ливалась...

Ю. Нагибин

Имя существительное: лес, свист синиц, клацанье дроздов, переклики сорок, птичка, верхушки ели, побеге.

Имя прилагательное: тонкий, острый, тревожные, стройная, изящная, молодой, светлом, вертикальном.

Глагол: звенел, узнавал, сидела, заливалась.

 


208. Прочитайте и спишите текст. Определите, к какой части речи относится каждое выделенное слово. Каким членом предложения оно является?

Ласковое осеннее солнце осветило берёзовую рощу. Подул лёгкий ветерок. Листья сорвались с деревьев, закружились в прозрачном воздухе, за­шуршали. Казалось, что лес танцует медленный осенний вальс.


209. Прочитайте предложения. К какой части речи относится каждое из слов-омонимов? Каким членом предложения оно является? Спишите пред­ложения, подчеркните главные члены.

1. Утомлённая зноем странница с наслаждением пила (гл.) воду из колодца. Острая пила (сущ.) помогла лесору­бам повалить дерево. 2. Белоснежное покрывало (сущ.) уку­тало землю. Облако тумана покрывало (гл.) поле.


210. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему три-четыре предложения.

Найдите в каждом из составленных предложений подлежащее и сказуемое. Определите, какими час­тями речи они выражены.

Медвежата (сущ., подлеж.) весело резвились (гл., сказ.) на лесной лужайке. Медведица (сущ., подлеж.) не мешала (гл., сказ.) им, но далеко не уходила (гл., сказ.). Она (мест., подлеж.) бродила (гл., сказ.) рядом в тенит деревьев. Зато этой сценой полюбовались (гл., сказ.) грибники (сущ., подлеж.). Они (мест., подлеж.) случайно вышли (гл., сказ.) из леса.