§ 11. Буквы и, у, а после шипящих -

50. Выпишите в левый столбик слова с гласной и после шипящих, в правой - с гласной а. Обозначьте изученную орфограмму (см. образец выше). Какие слова не вошли ни в один столбик? Почему? Выпишите их отдельно.

Слова с гласной и после шипящих Слова с гласной а после шипящих
Шиповник,
жирный,
животное,
сшить
Начальный,
овчарка,
щавель,
стучать,
пищять

Слова, которые не вошли ни в один столбик,, так как в них после шипящих стоит у или ю: чудеса, в нашу рощу, чужой, щупальце, чувствовать, прыгать с паращютом (искл.), строгое жюри (искл.). 




51. Составьте предложения со словами брощюра*, жюри*, парашют. Почему эти слова названы исключениями? Прочитайте составленные предложения.

На выствке новых технологий нам всем раздали брощюры. Выступление ребя оценивало строгое жюри. Я бы никогда не стал прыгать с парашютом.
Данные слова названы исключениями, потому что в них после шипящих согласных употребляется гласная "ю".
Брошюра - небольшая книжка.
Жюри - группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.



52. Выпишите с орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.

Жирах, шифер, шина, чашка, чай, чудо, чужой, щука, щупальца, роща
Роща наполнилась щебетание птиц на рассвете. на углу дома стоял чужой атомобиль. В зоопарке мы долго наблюдали за жирафами.



53. Составьте с данными словами пять предложений или связный текст на тему "Летом в лесу" или "Летом на реке".

Необычайная тишина, в чащу леса, вершины сосен, щебечут чижи, щуриться на солнце, свежий ветерок, ёршики, два лещи, маленькая щучка, звучать в вышине, чувствовать себя счастливым.

Летом в лесу
Рано утро в лесу стоит необычайная тишина. Вершины сосен слегка покачиваются от утреннего ветерка. Уже щебечут тижи на деревьях. Мы чувствуем себя счастливыми в чаще леса. 




54. Пользуясь правилом, объясните написание слов, данных выше.

Разделительный ъ пишется перед буквами с, ё, ю, я после приставок на согласные ().
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь (пьеса, серьёзный, налью, Татьяна, воробьи, птичьи).



55. Составьте и запишите предложения с 3-4 словами, данными на полях. Обозначьте орфограмму № 6. 

На дверях школы висело красочное .  Сильная вьюга (не после приставки) мешала идти путникам. Наш сосед очень серьёзный (не после приставки)
человек. Мы не стали вьезжать во двор дома, так как там был крутой 



56. Измените слова по образцам и запишите. 

Воробей - воробья - воробьи, муравей - муравья - муравьи, ручей - ручья - ручьи
Кол - колья, лист - листья, колос - колосья.
Заячий - заячье - заячья, собачий - собачье - собачья, медвежий - медвежье - медвежья
Разлить - разолью - разольёт, сбить - собью - собьёт, зашить - зашью - зашьёт, добиться - добьюяь - добьётся.



57. Запишите слова с указанными в скобках приставками.

Ехать (от-, под -, об-, у -, в -) - отъехать, подъехать, объехать, уехать, въехать; ехдить (из -, с -) изъездить, съездить; ёжиться (с -, по -) съёжиться, поёжиться; явиться (об -, по -) - объявиться, появиться. 



58. Диктант (см. памятку на с. 169). Подчеркните слова, в которых ь и ъ являются раздеительными.

Серьёзная опасность (опасен), объединиться с друзьями, письмо мальчика, объявил благодарность, подъехать к мосту, съедобный гриб, взъерошенные воробьи, необъятные просторы, вьются над степью, журчанье ( ча, ща ) ручья, необъятный мир, персональный компьютер.