50. Выпишите в левый столбик слова с гласной и после шипящих, в правой - с гласной а. Обозначьте изученную орфограмму (см. образец выше). Какие слова не вошли ни в один столбик? Почему? Выпишите их отдельно.
Слова, которые не вошли ни в один столбик,, так как в них после шипящих стоит у или ю: чудеса, в нашу рощу, чужой, щупальце, чувствовать, прыгать с паращютом (искл.), строгое жюри (искл.).
51. Составьте предложения со словами брощюра*, жюри*, парашют. Почему эти слова названы исключениями? Прочитайте составленные предложения.
На выствке новых технологий нам всем раздали брощюры. Выступление ребя оценивало строгое жюри. Я бы никогда не стал прыгать с парашютом.
Данные слова названы исключениями, потому что в них после шипящих согласных употребляется гласная "ю".
Брошюра - небольшая книжка.
Жюри - группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
52. Выпишите с орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.
Жирах, шифер, шина, чашка, чай, чудо, чужой, щука, щупальца, роща.
Роща наполнилась щебетание птиц на рассвете. на углу дома стоял чужой атомобиль. В зоопарке мы долго наблюдали за жирафами.
53. Составьте с данными словами пять предложений или связный текст на тему "Летом в лесу" или "Летом на реке".
Необычайная тишина, в чащу леса, вершины сосен, щебечут чижи, щуриться на солнце, свежий ветерок, ёршики, два лещи, маленькая щучка, звучать в вышине, чувствовать себя счастливым.
Летом в лесу
Рано утро в лесу стоит необычайная тишина. Вершины сосен слегка покачиваются от утреннего ветерка. Уже щебечут тижи на деревьях. Мы чувствуем себя счастливыми в чаще леса.
54. Пользуясь правилом, объясните написание слов, данных выше.
Разделительный ъ пишется перед буквами с, ё, ю, я после приставок на согласные ().
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь (пьеса, серьёзный, налью, Татьяна, воробьи, птичьи).
55. Составьте и запишите предложения с 3-4 словами, данными на полях. Обозначьте орфограмму № 6.
На дверях школы висело красочное . Сильная вьюга (не после приставки) мешала идти путникам. Наш сосед очень серьёзный (не после приставки)
человек. Мы не стали вьезжать во двор дома, так как там был крутой .
56. Измените слова по образцам и запишите.
Воробей - воробья - воробьи, муравей - муравья - муравьи, ручей - ручья - ручьи.
Кол - колья, лист - листья, колос - колосья.
Заячий - заячье - заячья, собачий - собачье - собачья, медвежий - медвежье - медвежья.
Разлить - разолью - разольёт, сбить - собью - собьёт, зашить - зашью - зашьёт, добиться - добьюяь - добьётся.
57. Запишите слова с указанными в скобках приставками.
Ехать (от-, под -, об-, у -, в -) - отъехать, подъехать, объехать, уехать, въехать; ехдить (из -, с -) изъездить, съездить; ёжиться (с -, по -) съёжиться, поёжиться; явиться (об -, по -) - объявиться, появиться.
58. Диктант (см. памятку на с. 169). Подчеркните слова, в которых ь и ъ являются раздеительными.
Серьёзная опасность (опасен), объединиться с друзьями, письмо мальчика, объявил благодарность, подъехать к мосту, съедобный гриб, взъерошенные воробьи, необъятные просторы, вьются над степью, журчанье ( ча, ща ) ручья, необъятный мир, персональный компьютер.
Слова с гласной и после шипящих | Слова с гласной а после шипящих |
Шиповник, жирный, животное, сшить |
Начальный, овчарка, щавель, стучать, пищять |
Слова, которые не вошли ни в один столбик,, так как в них после шипящих стоит у или ю: чудеса, в нашу рощу, чужой, щупальце, чувствовать, прыгать с паращютом (искл.), строгое жюри (искл.).
51. Составьте предложения со словами брощюра*, жюри*, парашют. Почему эти слова названы исключениями? Прочитайте составленные предложения.
На выствке новых технологий нам всем раздали брощюры. Выступление ребя оценивало строгое жюри. Я бы никогда не стал прыгать с парашютом.
Данные слова названы исключениями, потому что в них после шипящих согласных употребляется гласная "ю".
Брошюра - небольшая книжка.
Жюри - группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
52. Выпишите с орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.
Жирах, шифер, шина, чашка, чай, чудо, чужой, щука, щупальца, роща.
Роща наполнилась щебетание птиц на рассвете. на углу дома стоял чужой атомобиль. В зоопарке мы долго наблюдали за жирафами.
53. Составьте с данными словами пять предложений или связный текст на тему "Летом в лесу" или "Летом на реке".
Необычайная тишина, в чащу леса, вершины сосен, щебечут чижи, щуриться на солнце, свежий ветерок, ёршики, два лещи, маленькая щучка, звучать в вышине, чувствовать себя счастливым.
Летом в лесу
Рано утро в лесу стоит необычайная тишина. Вершины сосен слегка покачиваются от утреннего ветерка. Уже щебечут тижи на деревьях. Мы чувствуем себя счастливыми в чаще леса.
54. Пользуясь правилом, объясните написание слов, данных выше.
Разделительный ъ пишется перед буквами с, ё, ю, я после приставок на согласные ().
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь (пьеса, серьёзный, налью, Татьяна, воробьи, птичьи).
55. Составьте и запишите предложения с 3-4 словами, данными на полях. Обозначьте орфограмму № 6.
На дверях школы висело красочное . Сильная вьюга (не после приставки) мешала идти путникам. Наш сосед очень серьёзный (не после приставки)
человек. Мы не стали вьезжать во двор дома, так как там был крутой .
56. Измените слова по образцам и запишите.
Воробей - воробья - воробьи, муравей - муравья - муравьи, ручей - ручья - ручьи.
Кол - колья, лист - листья, колос - колосья.
Заячий - заячье - заячья, собачий - собачье - собачья, медвежий - медвежье - медвежья.
Разлить - разолью - разольёт, сбить - собью - собьёт, зашить - зашью - зашьёт, добиться - добьюяь - добьётся.
57. Запишите слова с указанными в скобках приставками.
Ехать (от-, под -, об-, у -, в -) - отъехать, подъехать, объехать, уехать, въехать; ехдить (из -, с -) изъездить, съездить; ёжиться (с -, по -) съёжиться, поёжиться; явиться (об -, по -) - объявиться, появиться.
58. Диктант (см. памятку на с. 169). Подчеркните слова, в которых ь и ъ являются раздеительными.
Серьёзная опасность (опасен), объединиться с друзьями, письмо мальчика, объявил благодарность, подъехать к мосту, съедобный гриб, взъерошенные воробьи, необъятные просторы, вьются над степью, журчанье ( ча, ща ) ручья, необъятный мир, персональный компьютер.