§ 21. Имя прилогательное -


102. Сравните два текста. В каком из них наиболее ярко описан сад в конце лето? Чем это достигается? На какие вопросы отвечают выделенные прилагательные?



Сад в конце лето описан наиболее ярко во втором тексте. Это достигается применением прилагательных.



103. Составьте небольшой текст, в котором с помощью имен прилагательных вы опишете осенние деревья, кустарники, цветы, травы и т. д. Подчеркните в тексте прилагательные волнистой чертой.

Вот и наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Вот приходишь в берёзовую рощу, и не можешь отвести глаз, всё в золоте. На березках место листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут уже звенеть.
Повсюду цветут пестрые осенние цветы - астры, георгины, хризантемы. После дождя в лесу много съедобных грибов. На кустах спеют разнообразные ягоды. В садах тоже период урожая - поспели ароматные яблоки, груши орехи, виноград.



104. Спишите, согласуя прилагательные с существительными. Какое вопросительное слово помогает определить безударные окончания имен прилагательных?





105. Спишите. Обозначьте падеж выделенных существительных. Пользуйтесь вопросами, дописывая окончания прилагательных.





106. Озаглавьте текст Ю.Нагибина. Определите его стиль. Спишите, обозначая падеж прилагательных. Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Лесное пение
Лес в полном смысле (2-ое скл.,п.п.) звенел. Я узнавал тонкий (какой? в.п.) острый (какой? в.п.) свист синиц, клацанье дроздов, тревожные (какие? в.п.) переклейки сорок.
Стройная (им.п.), изящная (им.п.) птичка сидела на верхушке (1-ое скл.,п.п.) молодой ели (3-е скл.,р.п.), на её светлом (каком? п.п.) вертикальном (каком? п.п.) побеге (2-ое скл., п.п.), и заливалась так самозабвенно, чтоб подпустила меня в платную. А когда, наконец, заметила меня, то  перелетела на соседнюю (какую? в.п.) елочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.
Стиль текста - художественный .
Сорок -  существительное, нач.ф. - сорока, ж.р., 1-ое скл.; р.п., мн.ч.



107. Прочитайте первое четверостишие из стихотворения А.Пушкина "Зимняя дорога".  Найдите однокоренные слова. Выпишите их со словами, к которым они относятся.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Печальные поляны, льёт печально.



108. Составьте два предложения с любыми из выделенных однокоренных слов ( одно - с прилагательным, другое - с наречием ).





109. Любите ли вы ходить в лес? Собирать грибы и ягоды? Посмотрите, Как изобразил лето художник А. Пластов на картине " Летом " (см. репродукцию в конце учебника ). Что прежде всего привлекло ваше внимание? Рассмотрите картинку более внимательно. Опишите всех, кого нарисовал художник. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? С помощью чего художник показал нам, что стоит  солнечный, тихий день? Опишите (устно или письменно) картину. Используйте, если нужно, в своём сочинении слова, помещенные в рамке.

Сочинение по картине А. Пластова "Летом" 
На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье, красном платке и бусами из ягод. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и склавдывает их в корзиночку.
А на заднем плане картины мы видим отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей мы видим озаренные ярким солнцем святые, стройные березки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло - салатового цвета, а цветы разноцветные: желтые, розовые, фиолетовые.
После того, как я долго смотрел на картину, на меня как бдто повеяло летним зноем, пряным запахом трав и сладким - земляники.
Рядом с людьми, в тени, стоит корзина с грибами и кувшин с сочными спелыми ягодами. Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобр красоту нашей Земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогает разглядеть его, полюбить, научиться беречь природу.




110. Диктант (см. памятку на стр. 169). Обозначьте падеж имён существительных.

Пахать (пашет) землю (в.п.), на соседнем (на каком?) огороде (п.п.), участвовать (участие) в уборке (п.п.) урожая (р.п.), выезжает (езда) на комбайне (п.п.), в серьезной (разделит. ь) брошюре (п.п.) (слов.), раздаваться в вышине (п.п.) (жи-ши), соловьиную (разделит. ь) трель (в.п.), налево по туристской (туристы) тропе (д.п.), продвигаться вперед сквозь (сквозит) чащу (в.п.) (ча-ща), жалеть (жаль) ребенка (в.п.), о неуклюжем (о каком?) косолапом (о каком?) медведе (п.п)., трусливом (каком?) зайце (п.п.) и ловкой (ловок) обезьяне (п.п.), по щучьему (чу-щу) веленью (д.п.), наливные (лить) яблоки (им.п.) на ветке, тяжёлые (какие?) колосья (разделит. ь) пшеницы.
Соседним - прилагательное, н. ф. - соседний; м.р., п.п., ед.ч.