§ 30. Восклицательные предложения -

151. Прочитайте вслух отрывок из басни И. Крылова " Ворона и Лисица ". Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка,
Что за глазки (глаза)!
Рассказывает, так, право, сказки (сказать)!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!

В отрывке 7 восклицательных предложений мы не услышали в них восхишения. Такие предложения употребляются в случаях, когда льстят, говорят неправду.



152. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложения, записанных справа?

Невосклицательные и восклицательные предложения.

Мы были в лесу. (повест.)
Кто взял книгу? (вопросит.)
Прочитай книгу (побудит.) 

Мы были в лесу! (восклиц.) 
Кто взял книгу?! (восклиц.) 
Прочитай книгу! (восклиц.)

Все предложения с права восклицательное.



153. Прочитайте предложение как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.


1. К нам дядя приехал. К нам Ддядя приехал? К нам дядя приехал!
2. Это подарки. Это подарки! Это подарки?
3. Все были рады. Все были рады? Все были рады!



154. Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением. Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается.

Задание для самостоятельного решения.



155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения:точка, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст соответствии с поставленными знаками препинания.

Между стволов (ствол) сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где ее домик? Кругом стоит тишина (тихо). Хорошо осенью в лесу (лес)! А сколько грибов (гриб)! Но что это паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит (полет)? Куда он летит (полет)? Где остановится? Счастливого тебе пути Тая паучок!

Хрустальную вчера- прилагательное, н. ф. - хрустальный; в в. п., ед.ч., жен. р.




156. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчеркивает основную мысль сочинение. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.
                          ↑
"Здравствуй, родная школа! ". Предложение восклицательное.
                          ↑
"Утренник в нашей школе". Предложение повествовательное.
                             ↑
"Почему мне интересно на уроке математики?".  Предложение вопросительное.



157. Сочинение. Тема на выбор: "Памятный день", "Весёлое происшествие", "Интересная встреча" и т.д.. Прежде чем писать, определите, какую задачу вы перед собой ставите: поделиться своими чувствами, мыслями; сообщить об определенных фактов, нарисовать словами какую-то картину. Затем подумайте, о чём и как вы напишете, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте свое сочинение. Работая над сочинением, не забудьте обратиться к памятке на с. 170.

Поучительное происшествие на Арбате 
Этот случай произошел в июле, когда стояла сильная жара. Мы с ребятами отправились гулять по Арбату, решили зайти заодно в кафе - побаловаться мороженым. Там-то всё и случилось.
Мы купили рожки со сливочным мороженым и пошли гулять по старому Арбату: смотрели картины уличных художников, поделки и сувениры, которые в изобилии здесь продаются. Затем услышали музыку - это пели уличные музыканты. Мы стояли и слушали, а затем я решил положить немного мелочи в коробку, что стояла перед артистами. Но я забыл про мороженое, которое держал в руке, и когда я наклонился, чтобы положить несколько рублей, шарик мороженого выскользнул из рожка и прямёхонько упал в эту самую коробку.
Стало до того стыдно, что я развернулся и убежал. Теперь я буду гораздо аккуратнее с мороженым на улице! Вот такой вроде бы и не очень важное мелочи я научился благодаря этому случаю.



158. Подготовьте устный отзыв о сочинении товарища ( памятка на с. 170 ).

Отзыв о сочинении
Тема сочинения раскрыта полностью. Автор писал только  по тем, в сочинение нет ничего лишнего возможно, нужно было немного больше уделить внимание описанию комнаты, где произошел случай основная мысль сочинение - рассказать о смешном случае, который произошел на каникулах. Мысль также раскрыта. Больше всего понравилось название сочинения, так как она отражает всю его суть. Автор использует различные разговорные слова, чтобы показать настроение и характер главных героев.