§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами -

203. Объясните знаки препинания в приведённых предложениях.





204. Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.



Ситуация. Наш Васька всегда много читает. Он читает все подряд: книги, газеты, журналы, вывески, объявления. Мы всегда думали, раз он много читает, значит он должен всё знать. Как-то начался у нас спор, сколько материков на нашей планете. Ответы были разные. Мы решили спросить у Васьки. Он долго чесал затылок, о потом сказал, что не знает. Много читает, а дела не знает.



205. Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.






206. Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главными членами, а затем Предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.





207. Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужныq по смыслу cоюз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.





208. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните этические основы предложений.





209. Каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести еще однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.
            ↑
1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, имя числительное.
                    ↑
2. Знаки препинания:запятая, точка, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, точка с запятой, тире, скобки.
                     ↑
3. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
                ↑
4. Члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, подлежащее, сказуемое.



210. Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.

1. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клен.
2. В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.
3. Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.
4. Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики. 



211. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.


1. В тайге водятся хищные животные: волки, лисы, медведи.
2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года: зимой, летом, весной и осенью.
3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
4. На полке лежали инструменты: молоток, долото, пила, клещи.



212. Диктант. Подчеркните однородные члены и запятую между ними, объясните написание глаголов на -тся и -ться.