§ 46. Простые и сложные предложения -

232. Прочитайте предложение и дополните описание его схемы.

Это сложное предложение состоит из двух простых, связанных друг с другом интонацией и союзом "а" . В первом предложении подлежащее - утка, а сказуемое - играет. Во втором предложении главные члены - утята подпевают. В конце сложного предложения стоит знак завершения - точка.



233 Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений по плану, приведенному в упр. 232.

1) Это сложное предложение состоит из двух простых, связанных друг с другом интонацией и союзом "и". В конце сложного предложения стоит восклицательный знак.
2) Это сложное предложение состоит из трех простых, связанных друг с другом интонацией. Между простыми стоят запятые, связь бессоюзная. В конце сложного предложения стоит знак завершения - точка. 
3) Это сложное предложение состоит из двух простых, связанных друг с другом интонацией и союзом "когда". В конце сложного предложения стоит вопросительный знак.
4) Это сложное предложение состоит из двух простых, связанных друг с другом интонацией и с союзом "чтобы". В конце сложного предложения стоит знак завершения - точка.



234. Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Некрасова "Перед дождем". Укажите в нём простые и сложные предложения.

В предложении "Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес" одна основа - ветер гонит. Это предложение простое.
В предложение "Ель надломленная стонет" одна основа - стонет. Это предложение простое.
В предложение кавы "Глухо шепчет темный лес" одна основа - шепчет лес. Это предложение простое.
В предложение "На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок, и струей сухой и острый набегает холодок" две основы: 1. Листок летит, 2. Холодок набегает. Это - союзное сложное предложение, соединенных союзом и. Они разделяются на письме запятой.



235. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные члены. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединенные союзом а. Союз заключите в овал. Постройте схемы сложного предложения.



Рыба видит приманку, а не крючок.
В конце предложения ставится знак завершения - точка,, так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между однородными дополнениями приманку, не крючок ставить разделительная запятая, так как они соединены союзом а.



236. Перед вами два простых предложения: Андрей вошел в класс. Урок уже начался. Попробуйте устно соединить эти простые предложения в одно целое - сложное предложение. Используйте разные союзы, подходящие по смыслу. Объясните, как влияет выбранный вами союз нам смысл всего предложения.

Андрей вошел в класс, урок уже начался. Урок уже начался, и Андрей вошел в класс. Когда урок уже начался, Андрей вошел в класс. Урок уже начался, как вдруг Андрей вошел в класс. Когда Андрей вошел в класс, урок уже начался.



237. Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы.

1. Утром шел дождь, и трава еще была мокрая. Утром шел дождь, но уже через час трава была сухая.
2. Солнце светило ярко, но Наташа на прогулку не пошла (не с глаг.). Солнце светило ярко, когда Наташа пошла на прогулку. Солнце светило ярко, и Наташа пошла на прогулку.
3. Солнце зашло за горы, но мы не спешили (не с глаг.) домой. Солнце зашло за горы, когда Мы приближались (близко) к деревне (1-е скл., д. п.). Солнце зашло за горы, и мы прибавили в шаге.



238. В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?

1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. (соединяет однородные члены). В небе ярко Сверкнула первая звездочка, и в окнах домов замелькали огоньки. (соединяет простые предложения в составе сложного).
2. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. (соединяет однородные члены). Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым цветом. (соединяет простые предложения в составе сложного).

Запятая ставится перед союзом "и", когда он соединяет простые предложения в составе сложного.



239. Прочитайте. Допишите предложения так, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные запятые. В записанных сложных предложениях знаком Ι укажите границы простых предложений.

Ι Учитель объявил Ι, что Ι наш класс пойдет в поход Ι. Мне поручили взять котелок Ι, а Ι моему товарищу палатку Ι. Я опасался Ι, что Ι в день экскурсии будет плохая погода Ι, но напрасно. Ι Утром я увидел Ι, что Ι солнце светило ярко Ι. Ι За мной зашли товарищи Ι, и Ι мы пошли в школу Ι. Учитель ожидал Ι, когда Ι соберутся все остальные Ι. Ι Но вот все в сборе Ι, и Ι мы с песнями отправлялись в поход Ι.



240. Придумайте продолжение предложений и запишите получившиеся у вас предложения целиком. Не забудьте про запятые в сложных предложениях. Поставьте знак разделения Ι простых предложений в составе сложного. Слова-связки заключите в овал.





241. Рассмотрите рисунки. Где находятся веселые свинки? Напишите рассказ о том, что с ними произошло. Не забудьте, что вы можете использовать сложные предложения в своём сочинении.

Жили были две свинки, больше всего на свете они любили купаться в грязных лужах. Однажды на небо набежала черная туча. Свинки очень обрадовались, потому что после дождей появляется много луж. Поросята решили не дожидаться окончания ливня, а продолжали свое любимое занятие, прихватив с собой зонтики. Зонтик спас их от дождя, но не спас от грязи. Но вот дождик кончился, и выглянуло солнышко. Весёлые и грязные поросяты были очень рады.