315. Допишите начатые предложения - и у вас получатся формулировки некоторых произносительных норм.
Безударные гласные о, е в слабой позиции (в первом предударном слоге) проиносятся как [а] и [и].
Звонкие парные согласные в слабой позиции перед глухими произносятся как глухие (сравни: город - городки).
Звуки [ч] и [щ] всегда произносятся мягко.
Звуки [ж] и [ш], напротив, всегда произносятся твердо.
316. Запишите слова в алфавитном порядке, устраняя в них нарушения произносительных норм.
Алфави'т, киломе'тр, муз[е]й, нача'ть, орфо[э]пия, т[е]кст, т[е]ма, расположи'ть.
317. Какие рифмующиеся слова подсказывют правильное произношение выделенных букв?
318. Найдите произносительные ошибки в данном диалоге. Чем, по-вашему, они объясняются? Перепишите диалог в соответствии с нормами орфографии и орфоэпии, исправьте все ошибки, поставьте ударение над каждым словом.
- Апельсины продаешь?
- Конечно, - отвечаетпродавец. - Может, нужно?
- Разумеется нужно. Сколько берешь?
- Немного. Пять.
Произносительные ошибки объясняются тем, что участники диалога по национальности не русские.
319. Разделите слова на четыре колонки с заголовками: "Произноси [шн] и [шт]", "Правильно ставь ударение", "Произноси перед е мягкий согласный", "Произноси перед е твердый согласный". Затем прочитайте заголовок и слова каждой колонки. Распределите по колонками слова: что-то, модельный, столяр, скучный, текст, портфель, академик. Составьте со словами, данными в рамке, вопросительные предложения.
Как ты проводишь свой досуг? Где здесь круглые предметы? Сколько километров вы прошли сегодня? Возле какого магазина мы встретимся?
Безударные гласные о, е в слабой позиции (в первом предударном слоге) проиносятся как [а] и [и].
Звонкие парные согласные в слабой позиции перед глухими произносятся как глухие (сравни: город - городки).
Звуки [ч] и [щ] всегда произносятся мягко.
Звуки [ж] и [ш], напротив, всегда произносятся твердо.
316. Запишите слова в алфавитном порядке, устраняя в них нарушения произносительных норм.
Алфави'т, киломе'тр, муз[е]й, нача'ть, орфо[э]пия, т[е]кст, т[е]ма, расположи'ть.
317. Какие рифмующиеся слова подсказывют правильное произношение выделенных букв?
318. Найдите произносительные ошибки в данном диалоге. Чем, по-вашему, они объясняются? Перепишите диалог в соответствии с нормами орфографии и орфоэпии, исправьте все ошибки, поставьте ударение над каждым словом.
- Апельсины продаешь?
- Конечно, - отвечаетпродавец. - Может, нужно?
- Разумеется нужно. Сколько берешь?
- Немного. Пять.
Произносительные ошибки объясняются тем, что участники диалога по национальности не русские.
319. Разделите слова на четыре колонки с заголовками: "Произноси [шн] и [шт]", "Правильно ставь ударение", "Произноси перед е мягкий согласный", "Произноси перед е твердый согласный". Затем прочитайте заголовок и слова каждой колонки. Распределите по колонками слова: что-то, модельный, столяр, скучный, текст, портфель, академик. Составьте со словами, данными в рамке, вопросительные предложения.
Произноси [шн] и [шт] | Правильно ставь ударение | Произноси перед е мягкий согласный | Произноси перед е твердый согласный |
конечно скучно скворечница прачечная что что-то скучный |
алфавит документ досуг километр столяр портфель |
фанера рельс конечно скворечница прачечная тема документ километр текст портфель академик |
кашне теннис модель ателье шоссе фонетика модельный |
Как ты проводишь свой досуг? Где здесь круглые предметы? Сколько километров вы прошли сегодня? Возле какого магазина мы встретимся?