Повторение 9 -

Контрольные вопросы и задания.

1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких - глухих согласных.

Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно. В каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый вохдух встречает во рту различные препятствия: язык, небо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого получается шум. Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В образовании звонких согласных участвует голос - они состоят из шума и голоса.

2. В чем особенность сонорных звуков?

В сонорных звуках голос преобладает над шумом.

3. Для чего нужно знать алфавит?

В алфавитном порядке располагаются не только слова в словарях и энциклопедиях, но и фамилии авторов в библиотечной картотеке, названия кинотеатров города в афише, фамилии жителей в телефонном справочнике и т.д. и тот, кто хорошо знает алфавит, легко и быстро может найти то, что ему нужно.

4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Смотрит - смотрю. Роза - роса. Мел - мель. Мягксть [л] перед согласным всегда обозначается мягким знаком. Болельщик, вскользь, мельче.

5. Какие орфограммы встретились вам в этом разделе?

В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется. Есть случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справляться в орфографическом словаре. Мостик (без ь), гвозди (без ь), пончик (без ь). Буквы е, е тоже могут обозначать сочетания двух звуков - [й] и гласного.



321. Запишите текст как диалог, вставляя проущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. А какие еще звуки они могут обозначать? Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.





322. Диктант. Подчеркните существительные с непроверяемыми безударными гласными. Составьте восклицательные предложения со словами, помещенными в рамке.





323. Есть картины, нерои которых - различные вещи, фрукты, овощи, цветы и т.д. Такие картины  называют натюрмортами. 

Рассмотрите картину Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица". Какие предметы изобразит художник? Обратите внимание на то, как художник расположил их на картине, какие краси использовал.

Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Постарайтесь раскрыть этот замысел художника в своем устном описании картины.





324. В каких словах песенки допустил ошибки Винни_пух - персонаж сказки А.Милна? Как нужно правильно сказать?

Правильно нужно сказать: я смогу победить, я хочу победить, я сумею победить, я попытаюсь победить.



325. Подготовьтесь к диктанту из слов, трудных по написанию и произношению.