Повторение 1 -

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучается в морфемике?

В морфемике изучают морфемы как части слова.

2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например, звонить, звонкий, перезвон. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым. Например, звонить, звонит, звонят.

3. Как найти окончание и основу слова?

Окончание - это изменяемая часть слова. Основа - это часть слова без окончания.

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Основа может состоять из приставки, корня, суффикса.

5. Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

Гриб (ед.ч.) - грибы (мн.ч.). Гриб - грибочек (маленький). Приехать - уехать - заехать - переехать (меняется значение слова в зависимости от приставки).

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.



7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.



8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда - с?

В приставках на з-/с- перед звонкими согласными пишется з, перед глухимим- с.

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корях -лаг-, -лож-, -раст-, -рос-?

Лаг, лож - в корне пишется буква а, если после корня есть суффикс а; если суффикса а нет, то пишется буква о.
Раст, рос - буква а пишется перед ст, щ; буква о пишется перед с. Слова-исключения: росток, отрасль.

10. Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорх, шов, капюшон. В некоторых словах, после шипящих в безударном положении пишется буква о. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.

11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов? 

Буква и после ц пишется в корнях слов и слов на -ция. Буква ы после ц пишется: а) в окончаниях и суффиксах; б) в корянх слов-исключений: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.



466. Правильно ли распределены слова по видам орфограмм? Какие слова попали в ту или иную колонку случайно? Сформулируйте правила, которые помогут вам вставить пропущенные буквы.







467. Что описывается в тексте? Определите его стиль. Озаглавьте и спишите текст. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.





468. Прочитайте и озаглавьте текст. В каком предложении выражена основная мысль автора? Какое слово повторяется в тексте пять раз и почему? Согласны ли вы с выводом, который формулирует писатель в этом отрывке?





469. Подготовьтесь к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученным в разделе "Морфемика. Орфография. Культура речи".



470. Сочинение. Перед вами картина П.Кончаловского "Сирень в корзине". Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?

Рассмотрите картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали и принесли в комнату? Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? Опишите устно или письменно эту картину вашему знакомому, который никогда не видел пототен живописца П.Кончаловского. А ведь у знаменитого художника множество картин, где он изображает сирень.