§ 25. Исконно русские и заимствованные слова -

121. Рассмотрите рисунки. По одежде изображенных людей определите, из каких языков заимствованы данные слова. Проверьте свой ответ по Толковому словарю.



Сундук, колчан, башмак, барабан - слова тюркского происхождения.

Семья, кровать, кукла, свекла - слова греческого происхождения.



122. Выпишите из «Толкового словаря» 3-4 заимствованных слова на тему «Искусство» и составьте с ними сложные предложения. Из каких языков заимствованы эти слова?





123. Какова основная мысль стихотворения? Какие слова многократно повторяются в нём? Прочитайте стихотворение так, чтобы в побудительных предложениях был услышан призыв автора. Найдите в «Толковом словаре» объяснение выделенных слов. Из каких языков заимствованы эти слова?







124. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами, среди них отметьте заимствования. • Назовите виды вставленных орфограмм.







125. Устно ответьте на вопросы. Составьте предложения со словами, в которых имеется латинский корень акв-.

1. В латинском языке слово ветус (корень вет-) обозначало «старый». Каким заимствованным словом с этим корнем называют старых участников войн, революций, людей с большим трудовым стажем?
2. Словом вентус (корень вент-) в латинском языке называется ветер. Каким заимствованным словом называют прибор, предназначенный для проветривания помещений?
3. Аква в латинском языке обозначает «вода». В каких заимствованных словах встречается эта основа?

1) Ветеран; 2) вентилятор; 3) аквариум, акватория, акванавт.

В аквариуме живут гуппи и меченосцы. В акваторию заходили суда. Акванавт совершил глубоководное погружение.



126. Диктант. Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корне слова.





127. Замените исконно русскими словами заимствования. • Составьте с 2-3 заимствованными словами словосочетания, обозначьте главное слово.





128. Прочитайте стихотворение Я. Козловского. О каких словах он говорит? Почему их так называет?



О заимствованных словах.

Автор называет их так, потому что эти слова стали для нас привычными и понятными.