§ 33. Основные способы образования слов в русском языке -

168. Прочитайте стихотворение. Каким вы представляете себе словесный сад? От какого слова и каким способом образованы выделенные слова?

Сад - рассада (пристав.), посадки (пристав.-суф.), садовод (сложение корней), садовник (суф.).



169. Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова.





170. Образованы ли друг от друга слова берёзовый и березняк; смородинный и смородинка; ветреный и ветерок; лесник и лесной; луговой и лужок; травяной и травинка? Если нет, то от каких слов они образованы?





171. Выпишите слова, обозначающие: а) чрезмерную степень признака; б) умеренную степень признака. Выделите морфемы, обозначающие степень проявления признака.





172. Сгруппируйте слова по признаку: а) образованные приставочносуффиксальным способом; б) образованные остальными способами. Обозначьте в записанных словах значимые части слов, с помощью которых они образованы. Какие слова образованы бессуффиксным способом?





173. Определите, каким способом образованы данные слова.





174. Выпишите слова в колонки: а) образованные приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом. Покажите письменно способ образования слов. • В каких словах есть чередование звуков? Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.





175. Расположите данные однокоренные слова с учётом последовательности образования их друг от друга. Вы создадите словообразовательные гнёзда.





176. Попробуйте самостоятельно составить словообразовательное гнездо от исходного слова дом. Проверьте себя по словообразовательному словарю.

Дом - домик, домок, домишко, домина, домище, домовина, домовой, домашний, домовитый, бездомный, домовладелец, домостроитель, домозозяин.