§ 4. Фонетика. Орфоэпия -

14. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Суслова. Как его нужно читать - громко или тихо? Сколько раз повторяется шипящий [ш]? Не возникает ли у вас впечатления, что вы в тишине слышите шорох леса?

Отрывок из стихотворения В.Суслова нужно читать тихо. Шипящий звук "ш" повторяется 40 раз. Действительно, при чтении стихотворения слышится шорох леса.



15. Знаете ли вы такие стихотворения, где подбором слов передаются кукование кукушки, кваканье лягушек, полёт шмеля и т. д.? Может быть, вы помните отдельные строки из этих стихотворений? Прочитайте их вслух.

Дятел лечит древний дуб
Длбрый дятел дубу люб.

Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалкл бедного жука.



16. Какой звук повторяется в стихотворении А. Кондратьева чаще всего? Как вы думаете почему?ГНОМ И ГРОМ


И в лесу,
И возле дома
Умный Гном — боится Грома!
Загрохочет в тучах Гром.
Умный Гном — сейчас же в дом.
Ведь всегда У Гнома дома —
Есть громоотвод от Грома!

Чаще всего повторяется звук "г", чобы передать удары грома.



17. Прочитайте скороговорки вначале медленно, затем быстро, выделяя голосом повторяющиеся сочетания звуков. Сколько в первой скороговорке звонких согласных? Сколько во второй скороговорке глухих согласных?


1. Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
2. Грабь граблями гравий, краб.

В первой скороговорке 20 звонких согласных. Во второй скороговорке - 2 глухих согласных.

Кра[п], гра[п], [з]делал.



18. Произнесите слова правильно.





19. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите: а) слова с безударным е в корнях; б) одно слово с оглушением звонкого согласного на конце. Выполните фонетический разбор выделенных слов.


На кровлях тихих дач и в поле на земле
Чернеют птицы. В ясную погоду
Мелькают стаями в осенней светлой мгле,
Как лёгкий дым, плывут по небосводу.

И роща бедная, умильно дорожа
Цветными листьями на тонких чёрных прутьях,
Не ропщет, не шумит и слушает, дрожа,
Разгул ветров на перепутьях.(С. Маршак)







20. Распределите слова на две группы: а) с разделительным ъ; 6) с разделительным ь. Обозначьте в словах условия выбора букв ъ и ь. Дополните каждую группу 2-3 своими примерами.





21. Сгруппируйте слова по наличию или отсутствию ь на месте скобок.





22. Объясните, в каких случаях ь пишется на конце существительных после шипящих.