§ 42. Сложносокращённые слова -

218. Рассмотрите юмористические рисунки. Как художник показал образование слова универмаг? А как образовано слово универсам?

Универсальный магазин - УниверМаг. Универсальный магазин самообслуживания - УниверСам.



219. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу: детский корреспондент - деткор. Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

Юнкор, спецкор, собкор, селькор.

Юнкоры пишут статьи для журналов "Мурзилка" и "Костер".



220. Прочитайте правильно сложносокращённые слова. Определите, как они образованы.

ООН (Организация Объединённых Наций).
ГАБТ (Государственный академический Большой театр).
АЭС (атомная электростанция).
ВВС (военно-воздушные силы).
СМИ (средства массовой информации).
ЦСКА (центральный спортивный клуб армии).





221. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение. Что обозначает каждое сложносокращённое слово? Составьте распространённые предложения с любыми 2-3 словами.





222. Спишите, употребляя глаголы в прошедшем времени; обозначьте их род.

1. ГАБТ (выехать) на гастроли за рубеж (театр).
2. ТЮЗ (показать) новый спектакль (театр).
3. ГЭС (начать) вырабатывать электрическую энергию (станция).

1) ГАБТ (м.р.) выехал на гастроли зарубеж.
2) ТЮЗ (м.р.) показал новый спектакль.
3) ГЭС (ж.р.) начала вырабатывать электрическую энергию



223. Спишите. Подчеркните сложные слова. Какие из них сложносокращённые? Что они обозначают? Как образовано выделенное слово? Постройте схему сложного предложения.





224. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Графически обозначьте вставленные орфограммы. Для чего можно использовать данные слова и словосочетания?





225. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Что изображено на картине? Какое это время года? Как вы это определили? Что делает девочка? Как характеризует эта комната её хозяйку?

Подумайте, в какой последовательности вы будете описывать картину. Составьте план своего сочинения. Используйте в описании картины, если понадобится, синонимы из рамок.