§ 91. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение -

538. Прочитайте стихотворение. Что делала Танюша весь день? Была ли она помощницей? Выпишите выделенные глаголы. Определите их вид, время, наклонение.





539. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните глаголы в изъявительном наклонении. • Найдите в тексте фразеологизм и синонимичное слово с аналогичным значением. • Составьте схемы предложений с прямой речью.

Если ты делаешь (наст.) что-то добросовестно, усердно, честно, мы можем (наст.) сказать: "Ты потрудился (прош.) на славу!". Если же ты относишься (наст.) к делу нерадиво, спустя рукава,мы скажем (буд.): "Ты плохо работаешь (наст.)".

Слово "трудиться" уместно употреблять, когда речь идет (наст.) о человеке, работающем хорошо, в полную силу.



540. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Спишите. Подчеркните глаголы в изъявительном наклонении, определите их время.





541. Прочитайте текст. Почему в рассказе о прошлом (об экскурсии, которая уже состоялась) употребляются глаголы в форме настоящего времени? Выпишите глаголы, распределяя их по временам. Обозначьте окончания глаголов.

Прош.вр.: ходили, видели, закричали, завинчивал, позволил, не поверили, побежали, улыбнулся, сказал, завинтил.

Наст.вр.: свинчивают, бегут, ходим, смотрим, оглядываемся, выходит, говорит, глядим, показывает.



542. Изложение. Представьте, что вы - Витька и рассказываете о своей экскурсии на автозавод. Как вас слушали ваши одноклассники? Кому было интересно? Как вы это заметили?