§ 93. Повелительное наклонение -

548. Прочитайте стихотворение Г. Граубина. Выпишите все глаголы в повелительном наклонении. Укажите лицо и число, обозначьте суффикс.





549. Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. • В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? • Какой из призывов в тексте представляется вам самым важным?

Делац - делайте, украшай - украшайте, выращивай - выращивайте, борись - боритесь, не оправдывай - не оправдывайте.

Эти глаголы употребляются в побудительных предложениях.



550. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и.





551. Замените данные глаголы близкими по значению, сохраняя повелительное наклонение и частицу не. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле).

Не плачьте, не печальтесь, не прячься от людей, избавь меня от неприятных разговоров, не упрямся понапрасну (повелит.)

1. (От) неприятных - прилаг. От разговоров (каких?) неприятных. Н.ф. - неприятный.
2. Пост. - качеств.; непост. - полн., в Р.п., мн.ч.
3. От разговоров (каких?) неприятных.



552. Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы - переходные или непереходные. • Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь - утешьтесь (н.), не трогайте - не троньте (п.), увеличивайте - увеличьте (п.), не ослабляйте - не ослабьте (п.), встречайте - встретьте (п.), повышайте - повысьте (п.), не замораживайте - не заморозьте (п.), обжаривайте - обжарьте (п.), ускоряйте - ускорьте (п.), отодвигайте - отодвиньте (п.), опрокидывайте - опрокиньте (п.).



553. Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы и расставляя пропущенные знаки препинания. • Найдите разноспрягаемый глагол.





554. Запишите пословицы, графически обозначая орфограммы. Над какими двумя видами орфограмм вы работали?





555. Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, употребляя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

1. Пойдите (повел.) в лес, пополните свой гербарий, поищите насекомых, которые чаще всего встречаются в нашей местности.

2. Вы сядете (изъяв.) в лодку и направитель к противоположному берегу. Там выберете место для палатки, поставите ее.



556. Употребите глаголы во 2-м лице во множественном числе: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.





557. Спишите, над глаголами в повелительном наклонении напишите пов., а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?





558. Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?





559. Напишите 5 призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть. • Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

Да здравствует Первое мая! Да здравствует наша Родина! Пусть зеленеет и процветает наш прекрасный город! Встретим праздник ударным трудом и отличной учебой! Школьники, украсим город к празднику!



560. Сгруппируйте глаголы по признаку: а) в изъявительном наклонении; б) в повелительном наклонении; в) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов.





561. Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?



Напишите рассказ и озаглавьте его. Рассказ вы можете вести от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. Кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают?

Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.