§1. Повторение - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 1

1. Прочитай строчки из стихотворения Ф.И. Тютчева.

Какую картину ты представил себе? Какие слова тебе помогли? Спиши. Обрати внимание на орфограммы, которые подчёркнуты. Они тебе знакомы.

Что ты можешь рассказать о словах день, пора, хрустальный? Тебе поможет схема из учебника.






2. Прочитай. Сколько предложений ты прочитал? Как ты это определил? Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Почему? Назови признаки текста.





3. Прочитай два текста и сравни их. Что общего в этих текстах?

Придумай заглавие ко второму тексту. Сколько частей во втором тексте? Как ты догадался? Спиши один из текстов. Подчеркни и объясни знакомые орфограммы.

Сколько абзацев в первом тексте? А во втором тексте?





4. Прочитай текст. О чём он (какова тема этого текста)? Сколько частей в тексте? А сколько абзацев? О чём говорится в начале текста? В основной части? А в концовке? Как можно озаглавить эти части? Запиши заголовки. У тебя получится план текста. Для чего нужен план?

Как ты думаешь, почему в русских былинах богатырей и воинов называли по имени и отчеству? Как пишутся имена и отчества людей?





5. Запиши слова. Как ты думаешь, однокоренные ли они? Как ты определил?

Раздели эти слова на слоги и для переноса.





6. Прочитай стихотворение. О чём оно? Какое заглавие больше всего подходит к этому тексту? А какая ”самая главная мысль“ кроется в стихотворении? Назови её не словами автора, а своими словами.





7. Прочитай текст. О чём говорится в первом и последнем предложениях? Что говорится? Какова главная мысль текста? А какая мысль не высказана прямо, а читается ”между строк“? Если ты это определил, значит, ты понял текст. Проверь себя: см. стр. 172. Сколько абзацев в этом тексте?

Спиши текст. Обозначь орфограмму жи.





8. Прочитай стихотворение. О чём оно?

Что такое лесок? Какая часть слова об этом говорит? Почему же лесок стал ”и тёмен, и высок“? Какая здесь главная мысль? Автор не стал её прятать, а высказал прямо. Прочитай эти строчки. Как ты понимаешь выражение ”У страха глаза велики“? Когда мы так говорим?

Спиши, раскрой скобки. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогами и другими словами. Как ты отличаешь предлоги от приставок? В тексте встретилось слово ой. Что ты знаешь об этом слове?





9. Прочитай текст. О чём он? Выдели в тексте три смысловые части. Покажи границы абзацев простым карандашом. Сколько предложений в первом абзаце? Спиши первый абзац. Подчеркни знакомые орфограммы.

Чем отличаются законы языка и правила письма? Эта информация содержится в тексте в явном или в неявном виде?





ПРОВЕРЯЕМ ПРАВИЛА ПИСЬМА

10. Вспомни, что такое орфограмма. Для чего нужно знать орфографические правила? Прочитай. В этом тексте подчёркнуты знакомые тебе орфограммы. Какие? Спиши. Обозначь орфограммы. Какие правила надо вспомнить?

Расскажи, как нужно действовать, чтобы найти изученные орфограммы в словах и между словами.





11. Назови знакомые орфограммы в словах этого текста. По каким признакам ты их обнаружил?





12. Подбери вместо точек подходящие по смыслу слова. Проверь себя: см. стр. 172. Произнеси эти слова. Какие звуки подсказывают, что в этих словах есть орфограмма?





13. Составь слова из рассыпанных слогов. Запиши эти слова, обозначь орфограмму. В каких словах есть звуки [ш], [щ], но после них нет орфограммы? Проверь себя: см. стр. 172. С любыми из этих слов составь предложения. Запиши самое интересное предложение, обозначь знакомые орфограммы.





14. Прочитай. Найди и подчеркни знакомые орфограммы. Сколько разных орфограмм ты встретил?

Выполни звуко-буквенный анализ слова вечный. Запиши по образцу.

Сравни звуковой и буквенный состав слова. Что ты заметил? Какой вывод можно сделать?





15. Прочитай шуточные двустишия (стихотворения из двух строчек). Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Объясни. Нужен ли мягкий знак в словах реч?ка и лампоч?ка? Почему? Выпиши отдельно слова с буквосочетаниями жи, ши, щу, чу, чк. Обозначь орфограммы.

В каких словах все согласные звуки твёрдые?





16. Прочитай. О чём этот текст? Как ты понял его главную мысль? Озаглавь текст. Поставь ударение во всех словах. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Как называется эта орфограмма? Какое правило надо вспомнить? Напиши свой заголовок. Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Если встретишь другие знакомые орфограммы, обозначь их тоже.





17. Прочитай скороговорки. Где ты увидел игру слов?

Поставь простым карандашом ударение во всех словах. В каком слове ты не поставил ударение? Почему? Прочитай несколько раз: сначала медленно, затем в нормальном темпе, затем быстро и ещё быстрее. Какие орфограммы подчёркнуты? Объясни написание этих букв. Спиши. Обозначь орфограммы. На какие вопросы отвечают слова Маргарита и маргаритка?





18. Прочитай предложения. Какие буквы надо написать на месте пропусков? Почему? Объясни.

Спиши. Поставь ударение во всех словах. Обозначь орфограммы. Прочитай слова, в которых есть орфограммы: 1) буквы безударных гласных в корне, проверяемых ударением (10 слов); 2) буквы безударных гласных в корне, не проверяемых ударением (1 слово); 3) буква а после ч (5 слов); 4) ь для обозначения мягкости согласного звука (1 слово).






19. Прочитай слова. В каждой группе слов одно слово лишнее. Найди это слово. Спиши без ”лишних“ слов. Орфограммы обозначь.

Составь по одному предложению со словами каждой группы. Какие правила записи предложения надо помнить? Запиши самое интересное предложение.





20. Прочитай. Что обозначают выделенные слова? На какие вопросы они отвечают? Уточни по толковому словарю значение слова старожил.





21. Прочитай. Какой звук произносится в конце выделенных слов? А какая буква пишется? Почему? Какое правило нужно вспомнить? Выпиши выделенные слова, подбери и запиши проверочные, обозначь орфограмму.

Являются ли однокоренными эти слова: обед, обедать, обеденный, обеднел, пообедал? А слова сосед, соседка, соседний?





22. Прочитай. Какими словами ”играет“ поэт Борис Заходер?

Однокоренные ли слова лежать и прилежание, прилежный? Это серьёзное или шуточное стихотворение? Подходит ли к нему заглавие ”Ленивый тюлень“? А ”Прилежный тюлень“?

Спиши. Подчеркни букву ь. В каких словах ь – разделительный, а в каких обозначает мягкость согласного звука? (Подсказка: в словах с разделительным ь слышится звук [й’] после согласного перед гласным.) Сколько орфограмм в слове лежит? Обозначь их.





23. Диктант с подготовкой. Прочитай загадки и пословицы. Как ты понял смысл пословиц? Нужно ли писать букву ь на месте пропусков? Для чего? Объясни. Вставь, где это нужно, ь простым карандашом. Какие ещё знакомые орфограммы ты увидел в словах? Подчеркни их, объясни написание.

Закрой учебник. Напиши под диктовку. Подчеркни все знакомые орфограммы. Проверь себя по учебнику.





24. Прочитай. Как ты думаешь, Олег Григорьев в этом стихотворении спрятал главную мысль или высказал её прямо?

Почему в слове съехал надо писать разделительный ъ, а не ь? (Обрати внимание на части слова, которые выделены.) Выпиши слова с ь и ъ (включая фамилию автора!), объясни написание этих букв.





25. Прочитай. Какие орфограммы подчёркнуты? Сколько здесь разных орфограмм? Какие знакомые орфограммы ты увидел в двух последних строчках? Объясни эти написания (всего их 6).

Выпиши группами слова с орфограммами (сколько разных орфограмм – столько и групп). Орфограммы обозначь.





26. Диктант с подготовкой. Прочитай скороговорки. Какие буквы надо написать на месте пропусков? Почему? Объясни. Напиши эти буквы простым карандашом. Проговори все слова по слогам. Закрой учебник. Напиши под диктовку. Орфограммы обозначай по ходу письма.

У всех слов второго предложения корень -кол-. Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Объясни. Как ты понял смысл второй скороговорки? Есть ли однокоренные слова в последней скороговорке? Что означает слово плетень? Подбери и запиши два-три однокоренных слова к нему.





27. Прочитай текст. О чём он (то есть какова его тема)? Подбери такое заглавие к этому тексту, чтобы по заглавию легко было определить его тему. Главную мысль автор не высказывает прямо. Как ты её понял?

Какие слова в этом тексте написаны с большой буквы? На какие группы их можно разделить? Спиши эти слова группами, подчеркни орфограмму-большую букву.





28. Прочитай текст. Что нового ты узнал об именах? Найди и прочитай главную мысль. В каком абзаце ты её нашёл?

Какие слова написаны в этом тексте с большой буквы? Спиши эти слова группами так:





29. Кто из наших знаменитых соотечественников носил имя Иван? Напиши полностью имена, отчества и фамилии этих людей. Что ты знаешь об этих людях?





30. Вспомни порядок букв в алфавите. Когда тебе в жизни может пригодиться знание алфавита? Представь, что тебе в библиотеке нужно найти на полках книги из раздела ”История“. Они стоят до или после раздела ”Космос“? До или после раздела ”Искусство“? Прочитай названия разделов. В каком порядке ты расставил бы на полках библиотеки таблички с этими названиями? Спиши в алфавитном порядке. Добавь свои названия.

Подчеркни все знакомые орфограммы.





31. В конце учебника есть толковый словарик. Каждая словарная статья объясняет (толкует) значение одного слова. Найди и прочитай словарную статью о слове класс. Как ты будешь искать это слово в словаре? Предположим, ты хочешь уточнить по словарю значение слова перрон. Ты открыл словарь и увидел слово терраса. Назад или вперёд ты будешь листать страницы словаря? Почему?





32. Прочитай. Это старинные женские имена, которыми называли на Руси. Они не просто редкие, а редчайшие, то есть сейчас практически не встречаются. Послушай, как красиво они звучат. Спиши имена в алфавитном порядке, подчеркни большую букву.

Какие имена тебе особенно понравились? На какой вопрос отвечают все эти слова?





33. А это редкие мужские имена, которыми называли в старину на Руси. Прочитай. Какие имена тебе понравились? Спиши в алфавитном порядке. Подчеркни большую букву.

На какой вопрос отвечают все эти слова?





34. Диктант с подготовкой. Прочитай русские народные скороговорки. Какие буквы надо написать на месте пропусков и скобок? Почему? Объясни. Зачеркни ненужные буквы простым карандашом.

Закрой учебник. Напиши под диктовку. Подчеркни большую букву в словах. Проверь свою запись. Какие слова отвечают на вопросы кто? что? что делал? что делать?





35. Прочитай. О чём говорится в первом предложении? Что говорится? Как могут звать героев этого рассказа? У кого будут имена? У кого клички? Придумай их и запиши.

Какие орфограммы есть в словах этого текста? Подчеркни их простым карандашом и объясни написание.





36. Самодиктант. Напиши по три слова с такими орфограммами: буквы безударных гласных в корне, проверяемых ударением и не проверяемых ударением; буквы согласных в конце слова; чк – чн; жи – ши, ча – ща, чу – щу; большая буква; ь для обозначения мягкости согласного; ь разделительный.

Орфограммы подчеркни.