§11. Орфография. Разделительные ь и ъ - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 1

163. Прочитай слова. В каких словах есть звук [й’]? Какими буквами он обозначен? После какого звука слышится?

В каком слове два звука [й’]? Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают звук [й’].






164. Прочитай слова. Где слышится в них звук [й’]? Прочитай слова так, чтобы не слышался звук [й’]. Что изменилось? Что показывают буквы ь и ъ?

Когда и где пишутся разделительные ь и ъ? Сформулируй правило.





165. Пользуясь инструкцией, определи, что нужно написать на месте пропусков – разделительный ь или ъ. Спиши в два столбика, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Раздели эти слова для переноса.





166. Прочитай. Определи, нужно ли писать какие-то буквы на месте пропусков. Спиши только слова с орфограммами ь и ъ разделительными. Обозначь эти орфограммы.

Объясни, почему ты не выписал второе сочетание слов. Раздели для переноса слова счастье, предъявите, объяснил.





167. Прочитай. Однокоренные ли это слова? Почему? Докажи. Во всех ли словах есть приставки? Почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ?

Спиши. Обозначь в словах все знакомые орфограммы. Какие орфограммы в корнях слов ты нашёл? Какие в приставках? А какую между приставкой и корнем? Близки ли по смыслу слова объяснил и разъяснил? Докажи. Устно составь предложения с этими словами.





168. Прочитай. Почему русский язык называют богатым?

Выпиши синонимы. Обозначь орфограмму - разделительный ъ. Во всех ли словах с приставками она есть?






169. Прочитай. Какие слова отвечают на вопрос что?, а какие на вопросы что сделал? что сделаю? Спиши слова в два столбика. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Какие из этих слов однокоренные? Чем интересны корни этих слов? Раздели для переноса слова объедение, подъезд, запью.





170. Диктант с подготовкой. Прочитай. Что нужно написать на месте пропусков? Почему? Объясни. Впиши эти буквы простым карандашом. Сколько разных орфограмм в этих словах?

Закрой учебник. Запиши слова под диктовку. Обозначь орфограммы. Проверь свою запись по учебнику. Назови однокоренные слова. Назови слова-синонимы.





171. Прочитай текст. Какое слово часто повторяется и делает текст однообразным и не очень выразительным? Попробуй заменить это слово синонимами. Прочитай. Что изменилось?

Подготовься писать текст под диктовку: найди и подчеркни все знакомые орфограммы в словах и между словами. Запиши исправленный текст под диктовку. Обозначь орфограммы.





172. Самодиктант. Подбери и запиши по пять слов с разделительным ь и с разделительным ъ. Обозначь эти орфограммы.





173. Прочитай. Какие орфограммы пропущены? Составь и запиши предложения с этими сочетаниями слов. Обозначь орфограммы.

Раздели для переноса слова, которые называют птиц.





174. Свободный диктант.

Вьюн.

Что такое вьюн? Есть такой цветок. А ещё так называется рыбка. Она похожа на змею, потому что тонкая и гибкая. Когда она плывёт, то всем телом извивается, вьётся. За то и названа вьюном.