§5. Орфография. Буквы непроизносимых согласных в корне слова - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 1

75. Сравни произношение и написание однокоренных слов.

Что обозначает каждое слово? Сравни произношение и написание слов: весть, вестник, известный. Какое различие ты заметил?

Какой вопрос возникает? Сравни свою формулировку вопроса с авторской.






76. Понаблюдай за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?

Выпиши в один столбик слова, в которых согласный звук не произносится, а в другой те, в которых произносится. В каком случае не произносится согласный звук? Установи закономерность, сформулируй свой вывод.





77. Прочитай слова. Что означает каждое слово? Какой в нём корень? Однокоренные ли это слова? Почему? В каких словах есть непроизносимые согласные звуки? Какими буквами на письме обозначены эти звуки? Нужно ли проверять написание этих букв? Можно ли проверить известными способами?





78. Прочитай слова. Однокоренные ли они? Почему? Есть ли в этих словах непроизносимые согласные звуки? Как они обозначены на письме? Есть ли среди однокоренных слов проверочные? Почему они проверочные?





79. Пользуясь правилом, определи, какую букву нужно написать на месте пропуска. Спиши, подчеркни орфограмму.

Почему в слове устный звуков меньше, чем букв?





80. Прочитай. Пользуясь инструкцией, определи, какую букву ты напишешь на месте пропуска. Почему? Спиши. Обозначь орфограмму. Одинаковое ли количество букв и звуков в слове властный? Почему?





81. Прочитай. Какая главная мысль заключена в этом тексте?

Выпиши слово с непроизносимым согласным звуком и проверочное к нему. Запомни это проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Перечитай текст из упр. 2 на стр. 11 учебника. Какое ещё проверочное слово есть к слову здравствуйте?





82. Прочитай. Какую букву ты напишешь на месте пропуска? Почему? Спиши. Обозначь орфограмму.





83. Прочитай текст. Что нового для себя ты узнал?

Выпиши однокоренные слова. Сначала выпиши проверочные, а затем слова с изучаемой орфограммой.




84. Прочитай. Когда мы так говорим? Что означают эти выражения?

Спиши. Обозначь орфограмму в слове сердце.





85. Прочитай строчки из стихотворений С. Маршака. Нужно ли писать какие-то буквы на месте пропусков? Почему? Объясни. Спиши. Обозначь все знакомые орфограммы.





86. В словаре В.И. Даля очень много пословиц, поговорок, загадок о солнце. Прочитай. Объясни смысл поговорок. Спиши некоторые из них. Обозначь знакомые орфограммы.

Как ты думаешь, почему в устном творчестве русского народа много примет, загадок, пословиц связано с солнцем?





87. Прочитай. Обрати внимание на выделенные слова. Произнеси их. Что ты заметил? Что обозначают эти слова?

Выпиши только предложения, в которых есть слова с непроизносимыми согласными звуками. Обозначь орфограмму.






88. Прочитай слова. Сколько здесь групп однокоренных слов? Почему? Докажи. Спиши слова группами, обозначь корень.

В каких словах есть непроизносимые согласные звуки? Подчеркни буквы, которые обозначают эти звуки. Запомни, как пишутся эти слова. Обрати внимание, что в словах с корнем -вкус- нет непроизносимого согласного звука. Какие проверочные слова это доказывают?

Что нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне слова непроизносимый согласный звук?





89. Прочитай шуточное стихотворение. Оно поможет тебе запомнить, в каких словах нет непроизносимых согласных звуков.

Выпиши слова, в которых выделено буквосочетание сн. Рядом напиши однокоренное слово, которое доказывает, что звука [т] в нём нет. Это слово будет отвечать на вопрос каков?

Одинаковое ли количество букв и звуков в слове чудесный?





90. Прочитай. Нужно ли писать какую-то букву на месте пропуска? Почему? Выпиши сначала слова, в которых есть непроизносимый согласный звук, а затем слова, в которых такого звука нет. Рядом запиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.





91. Диктант с подготовкой. Прочитай. В каких словах есть разные орфограммы-буквы согласных? Подчеркни их простым карандашом. Объясни написание. Закрой учебник. Запиши под диктовку. Обозначь орфограммы.

Открой учебник. Проверь написанное. Уточни, все ли орфограммы ты обозначил.





92. Письмо по памяти. Прочитай. Сколько строчек в стихотворении? Какие буквы ты вставишь вместо пропусков? Почему? Объясни. Впиши буквы простым карандашом. Закрой учебник, запиши по памяти.

Открой учебник. Проверь, правильно ли ты написал, все ли орфограммы обозначил.





93. Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Выпиши слова с орфограммами в корне: 1) буквами непроизносимых согласных; 2) буквами проверяемых согласных; 3) удвоенными буквами согласных; 4) мягким знаком, обозначающим мягкость согласных; 5) буквами безударных гласных.

Какое слово ты выписал два раза? Почему? Проверь, правильно ли ты написал слова. Обозначь орфограммы.





94. Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему?

При написании каких слов ты пользовался одним и тем же правилом? Выпиши эти слова. Обозначь орфограммы.





95. Диктант с подготовкой. Прочитай. В каких словах ты видишь знакомые орфограммы? Подчеркни их простым карандашом. Объясни написание. Проговори все слова по слогам. Закрой учебник. Напиши под диктовку или по памяти. По ходу записи обозначай орфограммы.

Открой учебник, проверь свою запись. Сколько орфограмм ты обозначил? Должно быть не меньше 10.





96. Диктант с подготовкой. Прочитай. Постарайся увидеть в словах все знакомые орфограммы.

Подчеркни орфограммы простым карандашом, объясни каждое написание. Запиши считалку под диктовку, обозначь орфограммы. После этого обязательно проверь написанное по учебнику.





97. Самодиктант. Продолжи запись. Подбери и запиши по четыре слова с разными орфограммами-буквами согласных в корне. Орфограммы обозначь.





98. Свободный диктант.

Прошла поздняя осень. Кончились ненастные дни. Наступила чудесная зимняя пора. Ярко светит холодное солнце. В морозный день снег сияет цветными блёстками. На серд- це хорошо и радостно.



99.Напиши текст по данным ключевым сочетаниям слов и названию.