§6. Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 1

100. Прочитай. Поставь ударение во всех словах. Назови ударный слог и безударные слоги в каждом слове. Назови ударные и безударные гласные звуки. Какими буквами они обозначены?

Почему важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать в слове ударный слог и безударные слоги? Найди в тексте однокоренные слова, выпиши их. В каком из слов есть орфограмма-буква безударного гласного в корне? А какое слово проверочное?






101. Прочитай слова первого столбика. Сколько слогов в каждом слове? Поставь ударение. Сколько безударных слогов в каждом слове? Подчеркни простым карандашом орфограммы-буквы безударных гласных. Прочитай слова второго и третьего столбиков. Поставь в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясни.

Спиши. Обозначь орфограммы-буквы безударных гласных в корне.





102. Произнеси слова. В каких есть два безударных гласных звука в корне? Спиши. Сначала запиши проверочные слова, затем слово с орфограммой.





103. Произнеси слова. Сколько в каждом слове безударных гласных звуков в корне? Подбери проверочные слова. Все ли безударные гласные можно проверить?

Спиши. Обозначь орфограммы в корне.

Как нужно действовать, если из двух безударных гласных звуков в корне слова проверить можно только один?





104. Спиши. Как называются эти слова? Почему? Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни буквы безударных гласных и проверочные слова.





105. Прочитай. Что нового ты узнал об этой птице? Спиши. Найди и подчеркни все знакомые орфограммы. Устно объясни написание слов.

Найди в тексте и назови однокоренные слова. (Подсказка: в тексте четыре группы однокоренных слов.)





106. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Найди другие знакомые тебе орфограммы. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Подчеркни в словах другие знакомые орфограммы. На какие вопросы отвечают слова с пропущенными буквами?





107. Прочитай. Выпиши сначала слова с одним безударным гласным в корне, затем с несколькими. Напиши проверочные слова, обозначь орфограмму. Написание каких букв в корне нужно запомнить? Почему?

Запиши однокоренные слова к слову пригрозил. Есть ли среди них слова с чередующимися согласными в корне?





108. Запиши как можно больше фамилий, которые образованы от названий птиц. Как ты напишешь эти слова? Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни буквы безударных гласных в корне.





109. Прочитай текст. Какова тема этого текста? Сколько в тексте абзацев? Второй абзац состоит из одного короткого предложения. Как ты думаешь, почему автор решил так выделить это предложение? Если ты ответишь на этот вопрос, тебе легче будет понять главную мысль.

Правильно ли поставлено ударение в слове пари́т (ястреб)? Какое сравнение нашёл автор для описания солнечных лучей? Прочитай. Какую картину ты представил? Подчеркни в тексте простым карандашом знакомые орфограммы. Объясни написание этих букв. Все ли безударные гласные в корне можно проверить ударением в этих словах? Спиши текст. Обозначь все знакомые орфограммы.





110. Спиши текст. Поставь ударение во всех словах. Подчеркни буквы всех безударных гласных в корнях слов.

Сколько орфограмм-букв ты подчеркнул?






111. Диктант с подготовкой. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Напиши эти буквы простым карандашом. Какие ещё орфограммы есть в словах и между словами? Подчеркни их. Объясни написание. Закрой учебник. Напиши под диктовку.

Проверь написанное по учебнику. Как связаны по смыслу слова круг и около, околица, околесица?





112. Письмо по памяти. Прочитай. Какими словами играет поэт? Подчеркни эти слова. Поставь ударение во всех словах простым карандашом. Подчеркни буквы безударных гласных. Там, где это возможно, подбери проверочные слова. В каких словах гласные в корне не проверяются ударением? Запомни, как пишутся эти слова. Какие ещё орфограммы ты увидел? Объясни написание. Напиши текст по памяти. Обозначь орфограммы в словах и между словами.





113. Выборочное списывание. Прочитай. Как ты думаешь, почему текст так называется? Какие буквы надо написать на месте пропусков? Почему? Объясни.

Выпиши слова: 1) с одной буквой безударного гласного в корне; 2) с двумя буквами безударных гласных в корне; 3) с ь разделительным; 4) с ь для обозначения мягкости согласных; 5) с чн; 6) с буквами непроизносимых согласных в корне.

Обозначь орфограммы на месте пропусков.

В этом тексте есть две группы однокоренных слов. Какие? Назови.





114. Диктант с подготовкой. Прочитай. Поставь ударение в словах. Подчеркни простым карандашом все орфограммы-буквы безударных гласных в корне. Объясни написание. Какие ещё знакомые орфограммы ты увидел? Закрой учебник, напиши под диктовку или по памяти. Обозначь орфограммы.

Открой учебник. Проверь написанное.





115. Найди в учебнике ”Литературное чтение“ и выпиши три-четыре предложения, в которых есть знакомые тебе орфограммы в словах и между словами. Подчеркни эти орфограммы. Сколько ты подчеркнул разных орфограмм?





116. Спиши. Запиши как можно больше однокоренных слов к данным словам. Выдели корень. Укажи чередующиеся согласные в корне, буквы безударных гласных в корне.

Являются ли слова первой группы однокоренными к словам третьей группы? Почему?





117. Работа в паре. Составь диктант из 10 слов. Подбери и запиши такие слова, в которых есть и один, и два безударных гласных звука в корне. Продиктуй эти слова соседу по парте, а он тебе продиктует свои. Проверьте друг у друга работы.





118. Прочитай. Как ты думаешь, почему девочки не поняли друг друга?

Какие два слова с безударными гласными в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Выпиши эти слова, запиши к ним проверочные. Какой вывод ты можешь сделать?





119. Самодиктант. Подбери и напиши 10 слов с разными орфограммами. Постарайся, чтобы в этих словах встретились все известные тебе орфограммы. Орфограммы подчеркни.





120. Свободный диктант.

В лесу в большой луже хорошо жилось маленькому лягушонку. Он очень любил сидеть в холодке и лепить из глины. Сначала он лепил лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. А после этого слепил льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спинке.



121. Составь и запиши текст по данному названию и ключевым сочетаниям слов.