§17. Имя существительное как часть речи - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

211. Прочитай текст. Ты понял, почему имена существительные так называются? Как ты думаешь, почему в этом тексте только один абзац?

Расскажи, на какие вопросы отвечают имена существительные и почему слова этой части речи получили такое название.

Имена существительные называются так, потому что называют что-то существенное, существующее, которое можно потрогать, увидеть услышать, представить или подумать об этом.

В тексте один абзац, потому что в нем рассказывается только о существительном.

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что?



212. Прочитай текст. Какова его главная мысль?

Что же обозначают все эти слова, к которым подходит вопрос «что?» или «кто?» , и чем они отличаются от других слов?

Попробуй рассказать сам об именах существительных. Тебе поможет план.

1. На какие вопросы отвечают эти слова?
2. Что они обозначают?
3. Почему существительные получили такое название?

Главная мысль текста: слова, отвечающие на вопрос кто? Или что?, имеют главное значение – значение предмета. Предметами можно считать живые существа, вещи, явления, чувства.

Имена существительные отвечают на вопрос кто? что?

Имена существительные обозначают предметы и явления.

Имена существительные получили такое название, потому что обозначают что-то существенное, которое можно потрогать, увидеть, услышать или мысленно представить.


213. Прочитай пролог к сказке П.Ершова «Конек-Горбунок». Найди и прочитай имена существительные. Как ты думаешь, почему в 12 коротких строчках целых 18 существительных?

Имена существительные : за горами, за лесами, за морями, на небе, на земле, старик, в селе, у старинушки, сына, детина, сын, дурак, братья, пшеницу, в град-столицу, столица, от села. В тексте много существительных, т.к. окружающий мир состоит из предметов, живых существ, состояний и явлений, чувств.


214. Прочитай. Слова какой части речи здесь перечислены? Как ты это определил?

Спиши слова по группам так:

Люди.
Животные.
Предметы, вещи.
Качества человека.
Явления природы.
Состояние человека.

По ходу записи обозначай в словах орфограммы. Какие части слова входят в основу этих слов?

Все перечисленные слова являются именами существительными и отвечают на вопросы Кто? И что?

Поэт, ученик, подружка, путешественник – люди (кто?)
Бобик, Барсик – животные (кто?)
Рюкзак, тетрадь, объявление – предметы, вещи (Что?)
Совесть, доброта, ум – качества человека (что?)
Гроза, землетрясение – явления природы (что?)
Болезнь, печаль, радость – состояния человека (что?)
Подружка, доброта, гроза.



215. Посмотри внимательно, кто и что окружает тебя в классе. Назови как можно больше имен существительных, которые обозначают людей, вещи, школьные предметы, виды работ и занятий, настроение людей.

Продолжи запись.

Девочки, сосед, учитель, мальчики, староста, директор, подруга, друг, ученики, школьники, отличник, двоечник.
Стол, доска, стул, парта, мел, компьютер, журнал, дневник, учебник, окно, цветы, шкаф, указка, плакаты.
Математика, природоведение, литература, музыка, рисование, труд, физкультура, музыка, информатика.
Задача, упражнение, работа, изложение, сочинение, рисунок, поделка, игра, соревнование.
Радость, печаль, интерес, злоба, веселье, уныние, удовольствие, задумчивость, восторг, удивление, усталость.


216. Прочитай. Какую картину ты представил? Какие слова выделены в тексте? Подумай, как удалось поэту Афанасию Фету нарисовать картину ночи с помощью имен существительных.

Спиши. По ходу записи обозначай орфограммы. Запиши однокоренные слова к словам свет и соловей. Поставь вопрос к каждому слову. Какой вывод можно сделать?

Автор с помощью имен существительных описал романтическую картину летней ночи, прогулки у ручья. Выделенные слова существительные – атрибуты этой обстановки; слова, точно описывающие картину ночи.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…

Однокоренные слова:

Свет – (что?) рассвет,(что?) просвет,(кто?) светлячок, (что делать?) светить; (какой?) светлый; (как?) светло;
Соловей - (кто?) соловейка, (кто?) соловушка; (какой?) соловьиный.

Однокоренные слова могут быть разными частями речи. Существительные, отвечающие на вопрос кто? Являются живыми существами.


217. Прочитай начало двух текстов. Продолжи и закончи один из текстов. Постарайся использовать только имена существительные, предлоги и союзы.

Утро

Звонок будильника. Утро за окном. Голос мамы и ворчание чайника на кухне. Свет солнца через окно. Подъем! Завтрак на столе. Омлет в тарелке, чай в стакане. Папа и брат уже в у порога, бабушка в огороде. Лай собаки и пение птиц, рычание моторов автомобилей. Начало дня.