§18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

218. Прочитай имена существительные в столбиках. Существительные первого столбика называются одушевленные, второго – неодушевленные. Как ты думаешь почему? Подумай над значением однокоренных слов: душа, дух, душевные (переживания).

Сформулируй основной вопрос урока. Сравни с авторским вариантом.

Существительные 1-го столбика отвечают на вопрос кто? И называются одушевленными, т.к. обозначают живых, разумных существ, способных перемещаться.

Существительные 2-го столбика отвечают на вопрос что? И называются неодушевленными, т.к. обозначают неживые предметы и явления, не способные перемещаться.

Слова дух, душа, душевный характеризуют сознание, внутренний мир человека.

Основной вопрос урока: в чем различие одушевленных и неодушевленных имен существительных.



219. Прочитай. Запиши в одну группу одушевленные имена существительные, в другую – неодушевленные. Как ты будешь их различать? Сформулируй вывод.

Какое слово ты не записал? Почему?

Кто? : поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик.

Что? : поэзия, машина, чтение, математика, учебник, учение, учеба.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? И обозначают живых существ.

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? И обозначают неживые предметы, вещи, явления, процессы, занятия.

Слово учусь не является существительным, так как обозначает действие и отвечает на вопрос что делаю?


220. Понаблюдай за вопросами и изменением одушевленных и неодушевленных имен существительных. Какие отличия ты заметил?

Неодушевленные имена существительные в винительном падеже отвечают на вопрос что?, одушевленные кого? При склонении существительных по падежам они изменят окончания. Окончания одушевленных и неодушевленных имен существительных совпадают во всех падежах, кроме винительного.


221. Продолжи запись и составь тематические группы имен существительных. В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?

По ходу записи обозначай орфограммы в словах. Какие имена существительные ты записал – одушевленные или неодушевленные?

Слова из 1-го и 2-го столбиков можно встретить в учебнике «Природоведение», «Мир вокруг нас», энциклопедиях и справочниках растений, «Красной книге» и других книгах о природе. Слова 3-го столбика можно найти в технической литературе, энциклопедиях и справочниках. Значение всех слов можно найти в словарях, например, в толковом словаре.
Все записанные иена существительные – неодушевленные.


222. Составь и запиши тематические группы имен существительных. По ходу записи обозначай орфограммы в словах.

Сколько слов ты записал в каждую группу? Можно ли продолжить этот список? Почему? В каких еще тематических группах имен существительных количество слов ограничено? Одушевленные или неодушевленные имена существительные ты записал?

В 1-ом и во 2-ом столбиках количество слов ограничено, т.к. перечислены все соответствующие имеющиеся названия. 3-й столбик можно продолжить. Имеются другие тематические группы, в которых количество слов ограничено. Например: названия времени суток, названия месяцев в году, названия материков и океанов Земли.
Все записанные имена существительные – неодушевленные.


223. Прочитай. Обрати внимание на выделенные слова. Произнеси их. Что ты заметил? Одинаковые или разные явления природы названы этими словами? Уточни по словарю.

Являются ли однокоренными слова изморозь и изморось? Докажи. Подбери и запиши однокоренные слова к каждому из них. Обозначь в словах знакомые орфограммы. Среди однокоренных слов найди имена существительные. Какие они – одушевленные или неодушевленные?

При произношении слова изморозь и изморось фонетически звучат одинаково.

Изморось и изморозь – это различные явления природы.

Изморозь – вид инея, замерзшие капельки воды на поверхности предметов. Однокоренные слова: (что?)  изморозь – (что?) мороз (какой?) замороженный, (что делает?) морозит.

Изморось – мелкие капельки воды, висящие в воздухе.

Однокоренные слова: (что?) изморось – (что делает?) моросит, (что?) морось, (какой?) моросящий.

Все однокоренные имена существительные (изморозь – мороз), (изморось – морось) – неодушевленные.



224. Прочитай веселые стихотворения. Они построены на игре слов. Каких?

Чем  похожи руль машины и баранка? А стрелки лука и стрелки охотника? Спиши. Обозначь орфограммы. Укажи одушевленные и неодушевленные имена существительные.

В русском языке часто разные предметы называются одним и тем же словом. Как ты думаешь почему?

Стихотворения построены на игре слов: баранка – руль автомобиля и стрелки лука – стрелки охотника.

Руль машины и баранка похожи по форме – они круглые, поэтому водители называют руль баранкой. Стрелки лука и стрелы охотника похожи по форме – они острые и длинные.

Одушевленные имена существительные – (кто?) шофер, (кто?) чудак.

Неодушевленные имена существительные – (что?) баранка, (что?) солнце, (что?) стрелки, (что?) тарелки.

Разные предметы в русском языке называют одним и тем же словом из-за схожести формы или признака действия предмета.


225. Прочитай стихотворение. О каких перьях в нем идет речь? На чем основана игра слов? Прочитай словарную статью о слове перо. Чем интересно это слово? Сколько у него значений?

Назови одушевленные и неодушевленные имена существительные. Найди и выпиши имена существительные с орфограммами–буквами согласных в конце и в середине слова, с разделительным ь. обозначь эти орфограммы.

В стихотворении идет речь о зеленых листьях лука, которые растут из луковицы в разные стороны, как перья из хвоста птицы, например, у курицы. Игра слов основана на похожести листьев лука и перьев птицы.

Слово перо имеет множественные значения: накожное образование у птиц; инструмент для письма; плавник у рыбы; листья у луковых растений и чеснока.

Неодушевленные имена существительные: огород, пером, перьев (перо) , грядках (грядка), лук, лука, ошибка.

Одушевленные имена существительные: курицах (курица).

Имена существительные с орфограммами буквами согласных в конце и в середине слова : огород – огородах, грядках – грядочка, ошибка –ошибочка, лук – луковый.

Существительное с разделительным ь.: перьев.

Грядки [грʼйатки] – 2 слога: гряд-ки, 1-ый слог ударный, ударная гласная я.

Г - [г] – согласный, твердый парный, звонкий парный, звук.
Р - [рʼ] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный, сонорный звук.
Я - [йʼ] – согласный, мягкий, звонкий непарный звук
      [а] – гласный, ударный звук.
Д - [т] – согласный, твердый парный, глухой парный звук
К - [к] – согласный, твердый парный, глухой парный звук
И - [и] – гласный, безударный звук

6 букв, 7 звуков

Ошибка [ашипка] – 3 слога, о-шиб-ка, 2 слог ударный, ударная гласная и.

О - [а] – гласный, безударный звук.
Ш - [ш] – согласный, твердый парный, глухой парный звук
И - [ы] – гласный, ударный звук.
Б - [п] – согласный, твердый парный, глухой парный звук.
К - [к] – согласный, твердый парный, глухой парный звук
А - [а] – гласный, безударный звук.

6 букв, 6 звуков.


226. Расскажи все что ты знаешь о слове перо. Тебе поможет план:

1. что означает это слово (его значение или значения)
2. состав слова.
3. признаки слова как части речи.
4. звукобуквенный анализ.
5. есть ли в слове орфограммы.

Перо – роговое образование на коже птиц ( полый стерженек с пушистыми отростками по бокам); орудие для письма чернилами; плавник  рыбы; зеленый лист лука, чеснока.

Имя существительное перо – отвечает на вопрос (что?) и обозначает неодушевленный предмет.

Пе-ро  [пиро]. В слове 2 слога, второй – ударный, ударная гласная о.

П - [пʼ] – согласный, мягкий парный, парный глухой звук.
Е - [и] – гласный, безударный звук
Р - [р] – согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный звук.
О - [о] – гласный, ударный звук.

4 буквы, 4 звука.

Перо – перья. Безударный гласный в корне слова, проверяется ударением.


227. Прочитай. Какое слово часто повторяется в стихотворении? Как ты думаешь оправдан этот повтор или нет? Почему?

Прочитай словарные статьи о слове ключ в толковом словаре. Как ты думаешь, почему о слове ключ – две статьи, а о слове класс – одна?

В стихотворении повторяется слово ключ. Этот повтор оправдан и уместно применен, т.к. слово ключ имеет несколько значений. Ключ от  дома и ключ воды из-под  земли. Ключ – бьющийся из земли источник, родник. Ключ – металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка; приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь; знак в начале нотной строки; то, что служит для разгадки, понимания чего-либо и др.

Две статьи о слове ключ, потому что в них описываются разные по значению предметы. Это слова – омонимы.

Слово класс многозначное, поэтому о нем одна статья в словаре.


228. Расскажи все, что ты знаешь о слове ключ, по плану. План рассказа дан в упражнении 226.

1. значение смотри в предыдущем упражнении.

2. ключ (корень полностью все слово)

3. имя существительное ключ – отвечает на вопрос (что?) и обозначает неодушевленный предмет.

4. состоит из 1 слога. Ключ [клʼучʼ], ударная гласная – ю.
К - [к] – согласный твердый парный звук, глухой парный звук
Л - [лʼ] – согласный твердый парный звук, звонкий непарный, сонорный звук.
Ю - [у] – гласный ударный
Ч - [чʼ] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук
4 буквы, 4 звука.

5. ключ. Мягкий знак на конце не ставится (м.р, ед.ч). проверочное слово – ключи.


229. Отгадай загадки.

Из каких ноготков не получится букет? (ноготки – другое название растения календула. Не получится букет из ногтей человека – ноготков младенца)

Какой лук не едят? (нельзя сесть лук – оружие, из которого стреляют)

Какой кистью не раскрасишь картину? ( например – кистью рябины или кисточкой на конце хвоста льва)

Каким ключом не откроешь двери? (ключом, бьющим из-под земли, родником)