§21. Словообразование имён существительных - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

264. Прочитай. Выпиши однокоренные имена существительные. Докажи, что это разные слова: чем они отличаются друг от друга по смыслу? С помощью каких суффиксов образовались от основы ветер новые слова?

Однокоренные слова отличаются по значению: ветер – движущийся поток воздуха; ветерок – легкие дуновения воздуха; ветрище – сильный, ураганный ветер. Для образования новых слов от основы ветер использовались суффиксы –ок, -ищ.


265. Прочитай колыбельную песенку. Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно? Выпиши эти существительные и понаблюдай, как они образовались?

Для образования новых слов использованы суффиксы –к, -оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк. В речи слова с такими суффиксами употребляются для придания им уменьшительно –ласкательного значения.


266. Образуй от данных имен существительных другие существительные – с уменьшительно –ласкательным значением. Запиши, выдели суффиксы.


267. Образуй существительные с уменьшительно –ласкательным значением с помощью суффикса –чик.

Подчеркни в этих словах буквы безударных гласных, не проверяемых ударением.

Батончик, бутончик, кувшинчик, апельсинчик, мандаринчик, помидочик, лимончик, барабанчик, блинчик, супчик.


268. Как родители обычно называют своих малышей? Образуй уменьшительно – ласкательную форму имен и запиши. Выдели суффиксы.

1) Игорек, Ленок, Нинок
2) Валечка, Валенька, Олечка, Оленька, Сонечка, Наденька, Надечка, Петенька, Петечка, Диночка, Леночка, Ниночка.


269.  В своей речи мы часто употребляем сокращенные имена, когда общаемся. Прочитай сокращенные имена. А как они звучат полностью? Запиши имена, как в образце, выдели суффиксы.


Сокращенные имена уместно употреблять в отношении маленьких детей, близких людей, друзей при теплых, доверительных отношениях. Полные имена уместно употреблять в отношении взрослых людей, официальных лиц, при деловых и уважительных отношениях.


270. Образуй имена с помощью суффикса –ик-, запиши их.

Марк – Марик, Павел – Павлик, Станислав – Стасик, Владислав – Владик, Шура – Шурик.


271. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Какое изменение произошло в русском языке?

Понаблюдай за своей речью. Как ты обычно называешь по именам своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение?

Главная мысль текста подчеркнуть значение суффикса в образовании нарицательных имен существительных. В русском языке изменился оттенок в обращении к людям по именам, образованным с использованием суффикса –к-. нежные, простые отношения сменились пренебрежительными. Современным людям не нравятся имена, образованные при помощи суффикса –к-, но дети часто называют другу друга такими именами в 3-ем лице.


272. Рассмотри схему образования сокращенных мен от имени Александр(а). расскажи, как образовались, например, имена Саня, Саша, Шура, Ася, Алик, Сашуля.

Саня образовалось от 2-го из корней имени Александр.

Саша также от Александа – Алекса – Алексаша – Саша.

Шура: Александр – Алекса – Алексаша – Саша – Сашура – Шура.

Ася – от Александра по первым буквам корней слова.

Алик от первого корня имени Александр.

Сушуля: Александр – Алекса – Алексаша – Саша –Сашуля.


273. Спиши. Понаблюдай, как образуются имена существительные, которые называют животных и их детенышей. Выдели суффиксы.


Все существительные одушевленные, отвечают на вопрос (кто?)


274. Образуй от основ данных существительных с помощью суффиксов –их-, -иц-,- онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- существительные, которые называют животных. Разбери эти слова по составу.


275. Образуй как можно больше имен существительных от основ данных слов с помощью разных суффиксов. Запиши эти существительные, разбери их по составу.

Укажи род имен существительных.


276. Какие слова надо написать вместо точек? Запиши эти слова, выдели суффикс, с помощью которого они образованы. Что общего у всех этих слов?

Разбери слово водитель как часть речи.


277. Ответь на вопрос и запиши слова – ответы.

Что общего у всех имен существительных, которые ты написал? Есть ли у них что то общее с существительными из упражнения 276?

Мечтатель, житель, отправитель, получатель.

Имена существительные называют человека, который выполняет какие – то действия или занимается чем-то. Общее со слова из упр. 276 суффикс –тель-, с помощью которого они образованы.

Одушевленные имена существительные водитель и житель относятся к человеку, осуществляющему действия, обозначенные глаголом.


278. Какие слова надо написать вместо точек? Чем похожи все слова первой группы? А второй группы?

Выдели суффикс, с помощью которого образованы все эти слова. Объясни, почему в словах малинник и осинник пишется удвоенная н. что тебе помогло объяснить? Найди в словах знакомые орфограммы и обозначь их.


279. Прочитай текст. Какие имена существительные девочка придумала сама? Как она это сделала? Какие суффиксы ей помогли?

На какие слова похожи слова цветонок, цветиха, цветочник? Что еще ты можешь рассказать об этих словах?


280. Придумай и запиши маленькую сказку о героях, которые живут в волшебной стране. В этой стране все время идет дождь. Какие герои могут там жить?

Жила – была в волшебной стране Дождландии семья: папа- Грозовая Туча, мама – Дождевая туча и дочка -0 Тучка. Целыми днями гонялись они по небу и поливали землю дождями. Много воды выливали они на леса, поля, сады. Чем мрачнее становился папа, тем сильнее ливень случался в Дождландии. А маленькая Тучка была веселая, дружила с Ветерком, сыном Ветра. Он любил гонять Тучку над лесом. Когда у Тучки портилось настроение, она начинала плакать, и тогда из нее сыпался на землю мелкий дождик.


281. Прочитай слова. В какие группы их можно объединить? Спиши слова группами, выдели суффиксы. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить суффикс?

Найди и обозначь в словах орфограммы. Найди среди этих слов имена существительные женского рода единственного числа и существительные во множественном числе. Разбери их по составу.


282. Подбери и запиши слова по схемам.

Можно ли определить по схемам, какие существительные единственного числа, а какие множественного?


Слова с суффиксами –их-, -оньк- и окончание –а и с суффикосм –ник-, ёнок- , --тель- и нулевым окончание – существительные ед.ч.
Слова с суффиксами -ят-, -чик- и окончание –и являются существительными мн.ч.


283. Прочитай схемы слов – имен существительных. Правильно ли они разделены на группы? Почему? Объясни. Подбери и запиши слова группами в соответствии со схемами.

1 группу составляют слова с уменьшительно – ласкательным значением.
2 группу составляют слова, обозначающие деятельность человека.
4 группу составляют сложные слова из двух корней и соединительной гласной.


284. Прочитай скороговорку. Сколько в ней однокоренных слов? Какие это части речи? Спиши, обозначь орфограммы.

Выпиши только однокоренные имена существительные, разбери их по составу. Разбери слова коса и косец как часть речи.


285. Продолжи запись. Запиши как можно больше имен существительных, которые называют людей по их профессиям. Одинаково ли образованы все эти существительные? Покажи это графически.

Найди и подчеркни в словах орфограммы.


286. Напиши небольшой текст «Профессии в нашей семье». Расскажи, кто по профессии твои родственники, какие профессии нравятся тебе. Какие имена существительные ты употребил в тексте? Подчеркни их. Выдели в именах существительных суффикс –тель-.


287. Свободный диктант. Прочитай. Почему автору кажется, что ежик раньше был портным, а еще раньше котом? Какие имена существительные автор использовал в этом тексте? Какие из них –с уменьшительно – ласкательным значение? Подчеркни эти существительные простым карандашом. Их нужно обязательно употребить в тексте, иначе смысл изменится. Как ты думаешь, почему автор употребил именно такие слова, а не слова еж, блюдце, молоко?


288. Обучающее изложение.