§30. Виды предложений по цели высказывания и интонации - учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

390. Рассмотри картинки. Что делают Афанасий и дедушка Федор на каждой картинке? С какой целью они  говорят?

1. Почему повествовательные, вопросительные и побудительные предложения получили такие названия?
Какие предложения по цели высказывания произносят наши герои?

Афанасий и дедушка Федор разговаривают, общаются друг с другом: сообщают о прочитанной книг е, спрашивают о ее содержании, побуждают к прочтению этой книги.

Повествовательное предложение о чем-либо повествует. В вопросительном содержится вопрос. Побудительное предложение побуждает собеседника к действию.

Поэтому все эти предложения и получили такие названия. По цели высказывания предложения на рис1. Повествовательное; 2. Вопросительное; 3. Побудительное.



391. Прочитай предложения. Какие они по цели высказывания? Как ты это определил? Спиши сначала вопросительные, затем повествовательные и побудительные предложения.

Обозначь орфограммы в словах и между словами. Подчеркни глаголы в этих предложениях и сравни их. Какую разницу ты заметил? Прочитай вопросительные предложения, затем повествовательные и побудительные. С одинаковой или разной интонацией ты их прочитал?


392. Прочитай. Выпиши сначала повествовательные, а затем побудительные предложения. Подчеркни глаголы в них двумя чертами.

Выпиши выделенные глаголы. Разбери их как часть речи.


393. Работа в парах. Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания? Подготовьтесь к выразительному чтению этого текста. С одинаковой или разной интонацией вы будете читать предложения? Почему? Прочитайте по очереди.

Выпишите слова, в которых есть 1) безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; 2) проверяемые согласные на конце и в середине корня слова; 3) разделительные ъ и ь. обозначьте в словах орфограммы. Проверьте работы друг друга.

Всего в стихотворении 6 предложений. Пять повествовательных и одно побудительное. Побудительное и повествовательные предложения произносятся с разной интонацией.

Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением: распевает (петь), на сосне (сосны), на полянке (поле), весне (весны), (у) певуньи (петь), (на) ветру (ветер), (от) холода (холод).

Проверяемые согласные на конце и в середине корня слова: снег (снега), чуб (чуба), будь (будешь).

Разделительные ъ и ь знаки: у певуньи, взъерошен.


394. Составь и запиши три предложения, разные по цели высказывания.

Повествовательное. С этого года учащиеся общеобразовательных школ должны носить форму.

Вопросительное. Где можно приобрести школьную форму?

Побудительное. Родители, обеспечьте ваших детей школьной формой в соответствии с требованиями нашего учебного заведения!


395. Работа в парах. Прочитайте вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое написано более темным шрифтом.

Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов? Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?

Знак в конце предложения не изменится. В зависимости от выделенных слов изменится интонация и смысл вопроса в предложениях. В первом предложении говорится, что именно Артемон принес цветы Мальвине. Во втором говорится, что именно принес цветы. В третьем, что принес не что-нибудь, а цветы. В четвертом подчеркивается, что Артемон принес цветы не кому-то, а именно Мальвине.


396. Работа в парах. Прочитайте предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова. Как меняется смысл?

1. Чем отличается логическое ударение от обычного ударения?
2. Как ты думаешь, почему важно уметь правильно ставить логическое дарение в устной речи?

Ты завтра поедешь к бабушке? (спрашивается кто поедет к бабушке).
Ты завтра поедешь к бабушке? (уточняется, когда поедут к бабушке)
Ты завтра поедешь к бабушке? (спрашивают, поедет ли человек завтра к бабушке)
Ты завтра поедешь к бабушке? (уточняется, поедут именно к бабушке, а не к кому-то еще)



397. Прочитай отрывок из стихотворения Саши Черного «Поезд». Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания? Подчеркни в каждом предложении то слово, на которое падает логическое ударение. Прочитай с правильной интонацией. Спиши. Обозначь орфограммы.

В стихотворении Саши Черного «Поезд» 6 предложений. Одно повествовательное и 5 побудительных.


398. Сравни эти картинки с картинками на стр. 137. Одинаково ли произносят предложения наши герои? Какие это предложения по цели высказывания? С какой интонацией они произносятся? Какой вывод ты можешь сделать?

Предложения произносятся одинаково. По цели высказывания: первое предложение повествовательное, второе – вопросительное, третье – побудительное. Но предложения произносятся неодинаково, в упражнении у первого и третьего предложений появился восклицательный знак который влияет на интонацию говорящего высказывание становится более эмоциональным. Первое предложение в упражнении №398 не только повествовательное, но и восклицательное, третье предложение не только побудительное, но и также восклицательное.


399. Прочитай предложения. Какие они по цели высказывания и по интонации? Спиши. Обозначь орфограммы.


400. Прочитай отрывок из стихотворения Саши Черного «Мамина песня». Выпиши такие предложения: 1) повествовательное, невосклицательное; 2) вопросительное, невосклицательное; 3) повествовательное, восклицательное. Обозначь орфограммы.


401. В книгах тебе могут встретиться и такие знаки препинания в конце предложения:

Как это случилось?!
Мы победили!!!
Что же теперь делать?..
Вот и все…
Как ты думаешь, какие это предложения по цели высказывания и интонации? Что помогло тебе ответить на этот вопрос?

Как это  случилось?! (вопросительное, восклицательное, интонация удивления, это помогает определить вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.)

Мы победили!!! (повествовательное, восклицательное, выражает восторг, восхищение, это помогает определить наличие сразу трех  восклицательных знаков в конце предложения.)

Что же теперь делать?.. ( вопросительное, невосклицательное, интонация нерешительности, недоумения, это позволяет определить наличие вопросительного знака и многоточия в конце предложения).

Вот и все… (повествовательное, невосклицательное предложение, произносится с интонацией печали, грусти, это помогает нам определить наличие многоточия в конце предложения.)

Кроме знаков в конце предложений интонацию высказывания помогает определить логическое ударение.


402. Прочитай. Какие знаки ты поставишь в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь? (предлож. Вопрос., невоскл.) нет у носорогов рогов! (предлож. Восклицат.) Вы удивились?! ( предлож. Вопрос., воскл.) А что же тогда у него на носу? (предлож. Вопрос., невоскл.) Волосы! (предлож. Повеств., воскл.) Они очень сильно срослись и образовали на носу жесткий хохолок. (предлж. Повеств., невоскл.)