Тема 11. Повторение - Рабочая тетрадь Исаева 4 класс

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру­жок (№ 1-7).

1. Есть антонимы в пословице

1) Землю солнце красит, а человека труд.

2) Тише едешь - дальше будешь.

3) Человек без воли что каша без соли.

4) Сытый голодного не разумеет.


2. Есть ошибка в разборе слова по составу


3. Пишется буква и в слове

1) плыть на лодк_

2) держать на ладон

3) в утренн_м свете

4) к могуч_му дубу


4. Пишется буква е в слове

1) лыш_т

2) увид_ла

3) почу_ть

4) постро_т


5. Нужно поставить запятую в сложном пред­ложении

1) Медведь и плавает отлично и на деревья легко взбирается.

2) К осени нагуляет медведь жиру и вдруг про­падает у него аппетит.

3) Мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает в сумочку кладёт.

4) Найдёт топтыгин малинник заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды.


6. Схеме  соответствует пред­ложение

1) Щенок лежит в корзинке, какой-нибудь мальчик сидит рядом с ним на полу и гладит его косматую голову.

2) Карлсон опустился на колени возле паровой ма­шины, и глаза его заблестели.

3) Карлсон сделал небольшой круг, облетел вокруг трубы, затем он набрал скорость и пронёсся мимо Малыша.

4) «Спокойствие, только спокойствие!» — сказал Карлсон и предостерегающе поднял свою пухлую ручку.


7. Найди «лишнее» слово:

1) побежать

2) побежит

3) побежал

4) побег


8. Распредели признаки по частям речи, обозна­ченным цифрами (одинаковые признаки могут быть в нескольких группах).

1) имя существительное

2) имя прилагательное

3) глагол

а) время

д) число

е) спряжение

ж) склонение

б) лицо

в) род

г) падеж

1) в, г, д, ж

2) в, г, д

3) а, б, в, д, е


Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука­занном месте (№ 9-10).

9. Слова имеют в нашей жизни очень большое зна­чение. Без них мы не могли бы назвать то, что нас окружает. Вот небольшой рыжий лесной зверёк-грызун с пушистым хвостом — это белка.

Этот зверёк получил своё название по цвету (жители Древней Руси так называли редкую породу
этих животных). Но сегодня со словом белый нет никакой связи, поэтому разобрать по составу данное слово нужно так: . Детёны­ша этого зверька называют (разбери это слово по составу). В корнях этих слов наблюда­ется чередование гласных.

Слово белка, называющее зверька с пуши­стым хвостом, состоит из пяти звуков и пяти букв. Разделить по слогам его можно так: бел-ка.

Об этом слове можно сказать, что оно являет­ся (часть речи) существительным, относится к женскому роду, 1 склонению. Это слово сочетается с прилагательным, являясь главным для
него словом, например, рыжая белка.

Если поставить это слово в В.п., то зависимое слово будет стоять в В.п. рыжую белку.

Запиши полученное словосочетание и выдели окон­чание в зависимом слове

рыжую белку

Придумай и запиши предложение с этим словом

В лесу мы увидели рыжую белку.

В предложении это слово является дополнением.

Составь схему предложения

В составленном предложении найди глагол и раз­бери его как часть речи.

Увидели (что сделали?

Н.ф. видеть, 2 спр. (искл.), мн.ч., прош.вр.


10. Прочитай текст.

1) Ещё при жизни Ломоносов стал воплощением русской культуры и всего русского. 2) Он сделал открытия в физике, химии, географии, истории и других науках, упростил русский язык, постиг тайны античной мозаики, был поэтом и художником. 3) Но как же трудно складывалась судьба его открытий.

4) Ломоносов не только открывал новое, он вступал в бой со старым. 5) А здесь требуется не просто гениальность, но и мужество, воля, упорство.

6) Ломоносов не был кабинетным учёным. 7) Это был крупный, быстрый и сильный человек. 8) Нрав Ломоносов имел хоть добрый и весёлый, но кру­той и вспыльчивый до ярости. 9) Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове. 10) Он пришёл в ужасное негодование, одного уло­жил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам. 11) Ло­моносов снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принёс добычу домой. 12) Недаром Пушкин говорил: «С ним шутить было накладно».

13) Его разносторонность и огромность сделанного им рождают уверенность в его научном долголетии. 14) На самом деле Ломоносов умер рано. Ему было всего 54 года. 15) Перед смертью он сказал: «Жалею я только о том, что все мои полезные на­мерения исчезнут вместе со мною...».

(По книге Я. Голованова «Этюды об учёных»)

Подбери к нему название.

О Ломоносове.

Укажи падеж всех имён существительных в предложении № 2.

Он сделал открытия (В.п.) в физике (П.п.), химии (П.п.), географии (П.п.), истории (П.п.) и других науках (П.п.), упростил русский язык (В.п.), постиг тайны (В.п.) античной мозаики (Р.п.), был поэтом (Т.п.) и художником (Т.п.).

Определи спряжение всех глаголов в предложе­нии № 10.

Он пришёл (1 спр.) в ужасное негодование, одного уло­жил (2 спр.) без чувств, другого с разбитым лицом обратил (2 спр.) в бегство, а третьего решил (2 спр.) ограбить (2 спр.) сам.

Подбери антонимы ко всем именам прилагатель­ным в предложении № 8.

добрый - злой, веселый - грустный, крутой - пологий, покладистый - вспыльчивый.

Составь схему предложения № 11.

Кратко передай содержание текста в трёх пред­ложениях, используя сложное предложение, пред­ложение с однородными членами и предложение с прямой речью.

Ломоносов делал не только новые открытия, он еще и вступал в бой со старыми, неверными. Это был не просто гениальный человек, но еще и упорный, смелый. Перед смертью он создал: "Жалею я только о том, что все мои намерения исчезнут вместе со мной...".