Тема 4. Предложения с прямой речью - Рабочая тетрадь Исаева 4 класс

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру­жок (№ 1~7).

1. Это предложение с прямой речью:

1) Слонёнок увидел мартышку и крикнул: «Мар­тышка! Удав передавал тебе привет!»

2) Слонёнок передал мартышке привет от удава.

3) Слонёнок сказал мартышке, что удав передал ей привет.

4) Удав передал привет мартышке через слонёнка.


2. Прямая речь стоит после слов автора.

1) «Послушай, Гунька, какую мы штуку придума­ли!» - сказал Незнайка.

2) «Что же это за штука?» - заинтересовался Гунь­ка.

3) Незнайка ответил: «Скоро мы сделаем воздуш­ный пузырь и полетим путешествовать».

4) «Подумаешь, пузырь! А я зато с малышками подружился», - сказал Гунька.


3. Есть ошибка в схеме предложения с прямой речью.

1) А: „П..."

2) „ГГ, - а.

3) А: „П?"

4) „П!" - А а.


4. Схема прямой речи перед словами автора.

1) А: „П".

2) „П?" - а.

3) А: „П?"

4) А: „П!"


5. Правильно поставлены знаки препинания в предложении с прямой речью.

1) Однажды Гена сказал «Нам обязательно нужны помощники!»

2) «Верно! И я даже знаю, где их взять» — под­держал его Чебурашка.

3) «Пусть, кто хочет подружиться, помогает нам!» - сказал Чебурашка.

4) Галя и крокодил закричали: Это ты здорово при­думал!


6. Не является цитатой.

1) А.В. Суворов говорил: «Тяжело в ученье, легко в бою»

2) А.П. Чехов написал смешной рассказ «Лошадиная фамилия».

3) Есть такая пословица: «Тише едешь - дальше будешь».

4) «Мы с вами одной крови, вы и я» (Р. Киплинг «Маугли»)


7. Найди «лишнее» предложение.

1) Чей-то голос спросил: «Кто идёт?»

2) «А что делают пираты?» — спросил Гек Тома.

3) «Ну разве не славно!» - воскликнул Джо.

4) Том объявил, что такая жизнь ему очень нра­вится.


8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами.

1) простое предложение с однородными членами.

2) сложное предложение.

3) предложение с прямой речью.

а) Юрий Коринец в книге «Там, вдали, за ре­кой» рассказал удивительную историю о Ханге и Чанге.

б) Дяде часто говорили: «Сколько с собаками хло­пот!»

в) Дядя никогда не делал замечаний Хангу, он по­ручал это Чангу.

г) «Безобразие! Где Ханг?» - кричал дядя.

д) Ужинали мы на кухне, а после ужина пили в комнате чай.

1) д, а.

2) в.

3) б, г.


Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука­занном месте (№ 9-10).

9. Прочитай и запиши план.

Вспоминает царь детство своё, игры и потешное войско.

Жил тогда Пётр под Москвой, в селе Преображен­ском. Больше всего любил военные игры. Набрали для него ребят, привезли ружья и пушки. Только ядер настоящих не было. Стреляли пареной репой. Собе­рёт Пётр своё войско, разделит на две половины, и начинается бой.

Приедут, бывало, из Москвы бояре, начнут Петра за потешные игры бранить, а он наведёт на них пуш­ку — бух! - и летит пареная репа в толстые животы и бородатые лица. Подхватят бояре полы расшитых кафтанов - и наутёк. А Пётр выхватит шпагу и кричит Виктория! Виктория! Победа!

Теперь потешное войско выросло. Это два насто­ящих полка - Преображенский и Семёновский. Царь величает их гвардией. Вместе со всеми полки идут к Нарве, вместе месят непролазную грязь. Как-то себя покажут старые дружки-приятели? думает Пётр.

(С.П. Алексеев «И небывалое бывает»)

План

1. Царь вспоминает детство.

2. Военные игры в селе Преображенском.

3. Бояре ругают царя.

4. Потешное войско выросло.

Выпиши предложения с прямой речью и рас­ставь в них необходимые знаки препинания.

А Пётр выхватит шпагу и кричит Виктория! Виктория! Победа!

"Как-то себя покажут старые дружки-приятели?" - думает Пётр.


10. Прочитай.

- Открытие, открытие! - нахмурилась мартышка. - А нельзя этот закон природы как-нибудь обратно закрыть?

- Закон природы, - возмутился удав, - закрыть нельзя.

- Почему нельзя? - удивился слоненок. - Раз открывается, должен и закрываться. Наверное, есть какой-то очень простой способ. Хлоп - и закрылся.

- Ага! - сказал удав. - Хлоп! Это вам не форточка. Это же закон всемирного тяготения.

(Г.Остер "Великое закрытие").

Выпиши только слова, которые говорят герои: мартышка, удав и слонёнок (так говорят герои в мультфильме).

Мартышка: Открытие, открытие! А нельзя этот закон природы как-нибудь обратно закрыть?

Удав: Закон природы закрыть нельзя.; Ага!Хлоп! Это вам не форточка. Это же закон всемирного тяготения.

Слонёнок: Почему нельзя?Раз открывается, должен и закрываться. Наверное, есть какой-то очень простой способ. Хлоп - и закрылся.

Оформи в виде предложения с прямой речью то, что сказала мартышка. Прямая речь (слова мартышки) должна стоять после слов автора.

Мартышка сказала нахмурившись: "Открытие, открытие! А нельзя этот закон природы как-нибудь обратно закрыть?"