Тема 6. Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих в конце имён существительных - Рабочая тетрадь Исаева 4 класс

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру­жок (№ 1~7).

1. К 3 склонению относятся существительные

1) м.р. с □, ь □

2) ж.р. с [а], [я]

3) с.р. с [o], [ё]

4) ж.р. с ь □



2. Неправильно определено склонение существи­тельного

1) лошадка (1 скл.)

2) конь (3 скл.)

3) зеркало (2 скл.)

4) лошадь (3 скл.)


3. Несклоняемым является существительное

1) солнце

2) седло

3) пальто

4) сердце


4. Нет орфограммы «Буква ь после шипящих в конце имён существительных» в слове

1) помощь

2) мяч

3) помочь

4) гараж


5. Нужно писать ь в слове

1) мышь

2) муж_

3) врач_

4) клещ_



6. Не нужно писать ь в слове

1) доч_

2) лож_

3) рож_

4) матч_


7. Найди «лишнее» слово:

1) сельдь

2) ключ

3) нож

4) печь


8. Распредели слова в группы, обозначенные цифрами.

1) ь обозначает мягкость согласного звука

2) ь в неопределённой форме глагола

3) ь после шипящих в конце имён существитель­ных.

а) брошь д) испечь

б) беречь е) честь

в) мелочь ж) дрожь

г) вождь

1) г, е

2) б, д

3) а, в, ж


Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука­занном месте (№ 9-10).

9. Найди ошибки в рассуждении.

Просклонять имя существительное — это значит определить его падеж. В русском языке три скло­нения. Склонение - это непостоянный признак имени существительного. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию существительного в именительном падеже.

К 1 склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я. Ко 2 склонению — существи­тельные м.р. с ь, к 3 склонению - существительные ж.р. с ь. Например, (спал) на кровати — 3 скл., (разговаривал) с дедушкой - 2 1 скл., (играл) на роя­ле-3 2 скл.

Кроме того, в русском языке есть несклоняемые существительные, у которых окончание -о, -е. Напри­мер, кино, село, пюре, кафе.

Напиши над словами род и склонение всех имён существительных в предложении:

За завтраком (м.р. 2 скл.) мой дядя (м.р. 1 скл.) выпил чашечку (ж.р., 1 скл.) горячего кофе (м.р. 2 скл.) с молоком (с.р. 2 скл.), а мне предложили чай (м.р. 2 скл.) с фрукто­вым желе (с.р., 2 скл.).


10. Прочитай и сформулируй главный вопрос этого текста.

Происхождение слов.

Рассмотрим слово ежевика. Ягода эта хорошо из­вестна. Но почему она так названа? В первой части слова еже- нетрудно услышать слово еж. Ветки этого кустарника снабжены колючками, что и при­вело к мысли о «ежином» характере кустарника и растущих на нём ягод. А англичане определили её иначе, по цвету - черная ягода.

А теперь почему ёж назван ежом? Происхожде­ние этого слова, или, как говорят языковеды, его этимология, до сих пор составляет загадку. Одни учёные усматривают в нём связь со змеями и толкуют слово как «пожирающий змей», что соот­ветствует характеру ежа. Другие же возводят его к понятию «колючий» и утверждают родство со словом ёрш.

(Ю. Гвоздарёв)

Запиши, что обозначает 2-я часть слова ежеви­ка (-ика), если известно, что есть такие слова, как голубика, черника, костяника:

ягода.

Укажи признак, положенный в основу названий голубика, черника, земляника и ко­стяника - сложение двух слов.

На основе информации, полученной из текста, напиши толкование слов:

Этимология - происхождение слова.

Ежевика — ягода с колючими ветками.

Ёж - колючий, "ерш".

Выпиши слова с орфограммой «Буква ь после шипящих в конце имён существительных» и гра­фически объясни выбор написания.

ёж, ёрш - м.р. 2 скл. - нет "ь".