§1. Повторение (2) - учебник Бунеев Пронина 4 класс Часть 1

7. Прочитай текст. Что нового ты узнал о звуках русского языка, о буквах ь и ъ?

Попробуй прочитать по-древнерусски слова с буквой ъ из последнего абзаца. Получилось?

Запиши, как произносятся слова вспять и вздрогнул, по образцу: подряд – [падр’ат]. Такая запись называется транскрипция. Устно дай характеристику каждому звуку в этих словах.






8. Запиши, как звучат данные слова (то есть их транскрипцию). Затем прочитай её в обратном порядке и запиши, какое слово получилось.





9. Прочитай текст. Какова его главная мысль?

В разных языках количество употребляемых согласных и гласных звуков разное.



10. Прочитай группы слов. Какие особенности ударения в русском языке ты можешь назвать? Какую роль играет ударение в слове?

Прочитай транскрипцию слов близки́ [бл’иски́], класть [кла́с’т’]. Устно дай характеристику всех звуков в этих словах. Сравни написание и произношение каждого слова. Как транскрипция помогает обнаружить место орфограммы в слове?





11. Прочитай текст. Что ты узнал об особенностях ударения в разных языках?

Выпиши из второго абзаца слова, в которых проставлено ударение. Запомни, как правильно произносятся эти слова. Какой иностранный язык ты изучаешь? Есть ли в нём правило постановки ударения?





12. Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём, словарём иностранных слов.

Если сможешь, продолжи этот ряд слов.





13. Спиши предложение. Посчитай, сколько в нём графических знаков. Проверь себя: ответ см. на с. 158 учебника.





14. Вспомни точное название букв русского алфавита. В какой последовательности в толковом словаре будут расположены словарные статьи о словах даль, дальний, далёкий, далеко, дальше? Почему? Запиши эти слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова. Если тебе нужно найти в словаре толкование слова десерт, ты будешь искать его до или после слова десна? В каких ещё случаях может понадобиться хорошее знание алфавита?





15. Рассмотри изображение букв кириллицы – старославянского алфавита, который лёг в основу русского письма в X – XI веках. Создателем кириллицы считается славянский просветитель Кирилл Философ. Об этом ты прочтёшь в учебнике по литературному чтению ”В океане света“ (ч. 1).

Прочитай названия древних букв. Какие буквы сохранились в современном алфавите, а какие были утрачены в ходе развития языка?





16. Прочитай текст. Какую роль играет транскрипция в английском языке?

Почему, если хочешь научиться читать, писать и правильно говорить по-английски, без транскрипции не обойтись? Как ты думаешь, а иностранцу, который начинает изучать русский язык, нужна транскрипция?





17. Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен? (Это вопрос для тех, кто изучает английский язык.)

Обрати внимание, какие слова автор написал с большой буквы. Как ты думаешь почему? На каком сравнении построен этот текст?

1. Какие орфограммы в слове поход помогает увидеть фонетическая транскрипция?
2. Обрати внимание на словарное слово нарочно. Для чего рядом дана часть транскрипции – [шн]? Что она означает?





18. Прочитай текст. Что нового для себя ты узнал?






19. Прочитай транскрипцию, правильно запиши данные слова.





20. Закончи предложение:





21. Прочитай про себя, а затем произнеси следующие слова. Какие буквы и звуки указывают на то, что в этих словах есть орфограммы?

Спиши слова группами, обозначь орфограмму в словах каждой группы. Какие слова ты записал дважды? Почему? Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения?





22. Спиши текст. В каких словах буквы, обозначающие шипящие согласные звуки, показывают, что за ними следует орфограмма? Обозначь эти орфограммы.

Какие ещё известные тебе орфограммы ты увидел? Подчеркни их.





23. Прочитай текст. Как история языка объясняет, почему буквосочетания жи–ши пишутся с буквой и?

Выполни фонетический разбор слов, возле которых стоит цифра 1.





24. Прочитай текст. По какому признаку можно определить, что в выделенных словах есть орфограммы? Какому общему правилу подчиняется написание букв согласных в этих словах?

Спиши, обозначь орфограммы-буквы согласных звуков в выделенных словах.





25. Диктант с подготовкой. Подготовься писать под диктовку: найди и обозначь известные тебе орфограммы.

Открой учебник и проверь написанное.





26. Прочитай стихотворение Михаила Яснова.

Как ты думаешь, почему автор дал ему такое заглавие и такой подзаголовок? (Обрати внимание на ключевые слова в заглавии и подзаголовке!)

Какие знаки препинания помогают понять смысл этого стихотворения?

Ты уловил ритм этого стихотворения? Если затрудняешься, при чтении сделай паузу после каждой третьей строчки. Слов с какой орфограммой больше всего в этом тексте? Спиши любые десять слов с этой орфограммой.





27. Прочитай текст. Почему написание удвоенных букв согласных в словах приходится запоминать?

Выпиши слова с удвоенными буквами согласных, подчеркни орфограмму. Продолжи перечень слов самостоятельно: допиши ещё пять слов, в которых пишется удвоенная буква согласного в корне, и пять слов – на стыке приставки и корня. Орфограммы обозначь.





28. Прочитай стихотворение С. Маршака. В каких строчках поэт выразил самую важную для себя мысль? Как ты понимаешь эти строчки? О каком зверьке рассказывает автор? Как ты догадался? Какие детали в описании тебе помогли? С каким настроением нужно читать это стихотворение? Перечитай 2-ю и 3-ю строфу, найди слова с уменьшительными суффиксами. Как ты думаешь, почему этих слов так много?

Спиши одну строфу (четыре строчки), которая тебе понравилась больше. Обозначь в словах все известные тебе орфограммы. Выпиши из текста все слова с разделительным ь и ъ. Вспомни правило и обозначь эти орфограммы.





29. Прочитай стихотворение про себя. Какую картину ты представил? Как бы ты озаглавил это стихотворение? Почему?

Выпиши глаголы из 1-й строфы. Найди и обозначь орфограммы-буквы безударных гласных в приставках и корнях. Вспомни правило, которому подчиняются эти написания. Найди и подчеркни другие известные тебе орфограммы в словах и между словами.





30. Прочитай и озаглавь текст. Какой литературный приём использует писатель в первом абзаце, чтобы нарисовать картину и передать настроение? (Обрати внимание на глаголы-сказуемые в предложениях.)

Выпиши группами слова с орфограммами-буквами: 1) безударных гласных в приставках; 2) безударных гласных в корне, проверяемых и не проверяемых ударением; 3) безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; 4) буквами и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч; 5) разделительным ь; 6) ь для обозначения мягкости согласных на письме; 7) буквами согласных в конце и в середине слова.