§5. Что мы уже знаем об имени существительном. Вспоминаем то, что знаем - учебник Бунеев Пронина 4 класс Часть 1

101. Прочитай отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка ”Емеля-охотник”. Что ты узнал о героях рассказа из этого отрывка, что ещё можешь о них предположить? Какие части речи преобладают в этом тексте? Какую роль в нём играют имена существительные?





102. Выпиши из текста упражнения 101 в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в начальной форме. Укажи род и число каждого существительного. Какие это признаки имён существительных – постоянные или непостоянные?





103. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, поставь недостающие запятые.

Найди в предложениях все имена существительные, надпиши над каждым сущ. Определи, какими членами предложения являются имена существительные – главными или второстепенными. Какой вывод ты можешь сделать?





104. Спиши предложения, расставь, где это нужно, запятые. Найди и укажи в первом предложении имена существительные и местоимения. Как ты их различаешь?

Найди и выпиши однокоренные слова, выдели корень. Продолжи ряд однокоренных слов. Укажи, какие это части речи. Какой вывод ты можешь сделать? Выполни разбор имён существительных, обозначенных цифрой 3 (укажи вопрос, начальную форму, постоянные и непостоянные признаки и каким членом предложения является имя существительное – главным или второстепенным).





105. Поработай над своей устной научной речью. Составь устный рассказ на тему ”Имя существительное как часть речи” по плану.

План
1. Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему эта часть речи так называется. Примеры.
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Примеры.
3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры.
4. Почему одушевлённость – неодушевлённость и род – это постоянные признаки имени существительного.
5. Изменение имён существительных по числам. Примеры.
6. Какими членами предложения бывают имена существительные. Примеры.





106. Прочитай строфу из главы седьмой романа в стихах ”Евгений Онегин”. Его автор – А.С. Пушкин. В этой главе героиню романа Татьяну Ларину впервые привозят в Москву из деревенской усадьбы. Описание Москвы даётся глазами Татьяны.

Обрати внимание, как поэт строит это описание. Как ему удаётся создать ощущение движения и многообразия впечатлений? Обрати внимание на второе предложение. Какое оно – простое или сложное? Распространённое или нераспространённое? Какой частью речи выражены однородные подлежащие? Какую картину ты представил? Что помогло тебе её представить? Спиши это предложение в строчку, подчеркни известные тебе орфограммы. Объясни графически постановку запятых.





107. Прочитай стихотворение И.А. Бунина. Обрати внимание на выделенные имена существительные. Какую картину они рисуют? Какой образ создаёт поэт?

Спиши ту строфу, которая тебе больше всего понравилась. Разбери два любых существительных как часть речи.





108. Сочинение-миниатюра ”Вид из окна”.

Представь себе, что ты едешь в машине, или в автобусе, или в вагоне поезда и сидишь у окна. За окном – или городские улицы, или сельские, или картины природы.

Нарисуй картину с помощью двух-трёх предложений с однородными подлежащими – именами существительными. В качестве сказуемых можно использовать глаголы мелькают, мчатся, проносятся, летят, сменяют друг друга, обгоняют друг дружку и др. Подумай, какое настроение ты хочешь передать.





109. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Она заключена ”между строк” или прямо сформулирована в тексте?

Найди и прочитай предложения, которые соответствуют таким схемам: А: ”П?” [=] ?! Перечитай 2-й абзац. Обрати внимание на знаки препинания в конце предложений. О чём говорят эти знаки?

Перечисли, какие ты знаешь словари. Какую информацию о слове можно получить в каждом из этих словарей?





110. В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове гроза. Что означают цифры 1 и 2 в словарной статье? В каком значении может употребляться это существительное? Прочитай предложения. В каком значении в них употреблено слово гроза? Как ты это определил?

Составь и запиши два предложения, где бы слово гроза употреблялось в прямом и в переносном значении.





111. Найди в толковом словаре имена существительные, у которых не одно, а несколько значений. Составь и запиши предложения с этими существительными в разных значениях.

Какой вывод ты можешь сделать после выполнения упражнений 110 и 111?





112. Прочитай словарные статьи из словаря синонимов и из толкового словаря. Чем они отличаются? В каком случае ты обращаешься к толковому словарю, а в каком – к словарю синонимов?





113. Прочитай отрывок из повести Льва Кассиля “Кондуит и Швамбрания”. С помощью каких слов автор передаёт гнев отца? В чём особенность этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?

Выпиши существительные-синонимы.





114. Прочитай словарные статьи из словаря антонимов. Чем отличаются они по построению от словарных статей в толковом словаре и словаре синонимов? Как ты думаешь почему? В каком случае ты обратишься к словарю антонимов?





115. Поработай над своей письменной научной речью. Представь, что тебе нужно написать небольшой текст для учебника русского языка на тему ”Роль имён существительных в речи”. Напиши этот текст, используя план. Обязательно приводи примеры. Можно использовать тексты упражнений учебника.

План

1. Что называют имена существительные.
2. Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.
3. Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.
4. Использование в речи имён существительных в прямом и переносном значении.
5. Имена существительные – синонимы и антонимы.