§6. Изменение имён существительных по падежам. Применяем новые знания, развиваем умения - учебник Бунеев Пронина 4 класс Часть 1

142. Прочитай. Определи, в каком падеже стоят имена существительные.






143. Определи падеж имён существительных.





144. Прочитай текст. Каким было первоначальное значение дательного падежа?

В своей книге ”По дорогам и тропам языка” Лев Успенский назвал главу о дательном падеже ”Щедрый падеж”. Как ты думаешь почему? (Уточни значение слова щедрый* в толковом словаре.)





145. Раскрой скобки, поставь имена существительные в дательном падеже. Составь и запиши пять предложений с однородными членами, нарисуй схемы этих предложений. Выдели окончания существительных.





146. Сравни содержание третьей колонки в таблицах на с. 121, 124, 127. Какую особенность употребления предлогов с этими падежами ты заметил?

Каждый падеж (винительный, родительный, дательный) употребляется с разными предлогами.



147. Спиши отрывок из рассказа В.Ю. Драгунского ”Независимый Горбушка”, расставь запятые там, где это нужно. Укажи падеж выделенных существительных.





148. Прочитай текст. Его автор, Лев Успенский, назвал творительный падеж так: ”падеж-работяга”*. Как ты думаешь почему?

Успенский назвал творительный падеж "падеж-работяга", потому что этот падеж имел значение орудия, которым что-то делают.



149. Прочитай. Найди имена существительные в творительном падеже и понаблюдай, с какими предлогами они употребляются.

Выпиши словосочетания глаг. + сущ. в Т.п. с предлогом.






150. Составь и запиши словосочетания глаг. + сущ. в Т.п. и два предложения с однородными членами.





151. Прочитай. Что общего у выражений каждой группы и чем они отличаются? Какой вывод ты можешь сделать?

Составь и запиши четыре сложных предложения с любыми из этих выражений. Укажи падеж имён существительных.





152. В книге ”По дорогам и тропам языка” учёный-языковед Лев Успенский назвал предложный падеж ”самым предложным, наипредложнейшим” из нашей шестёрки падежей. Попробуй догадаться почему. Тогда ты сможешь самостоятельно объяснить, почему предложный падеж так называется. Ответить тебе помогут вопросы предложного падежа.

Предложный падеж всегда употребляется с предлогом, поэтому он так называется.



153. Продолжи предложения с однородными членами.





154. Поставь данные существительные в П.п. с разными предлогами и составь с ними предложения – простые и сложные.





155. Заполни таблицу: поставь в каждой графе знак ”+” или ”–”.

Какой вывод ты можешь сделать об особенностях употребления имён существительных в именительном падеже, в предложном падеже, в остальных падежах?





156. Прочитай текст. Какой ошибки можно избежать, зная историю русских падежей?

О чём нужно помнить, определяя падеж имён существительных?

Можно избежать ошибки в постановке вопросов и написании окончаний существительных.



157. Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему ”Что я знаю об изменении имён существительных по падежам”. Составь самостоятельно план рассказа.