§7. Три склонения имён существительных. Применяем новые знания, развиваем умения - учебник Бунеев Пронина 4 класс Часть 1

159. Спиши имена существительные, выдели окончания, определи склонение. Какая орфограмма есть во всех этих существительных?

Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в корне, которые нельзя проверить.

Просклоняй устно существительное костёр в единственном и множественном числе.






160. Определи склонение данных существительных и запиши их в три столбика. Выдели окончания.

Какая общая орфограмма у существительных 1-го и 2-го столбика? Подчеркни эту орфограмму. Устно просклоняй существительные аппарат и группа.





161. Подбери и запиши по 10 существительных 1, 2 и 3-го склонения. Выдели окончания. Подчеркни в этих словах известные тебе орфограммы.





162. Прочитай текст. Какова его главная мысль?

Главная мысль текста выражена в его первом предложении: "О склонении мы говорим тогда, когда в слове есть основа и окончание".



163. Прочитай стихотворение. Определи род и склонение выделенных существительных. В каком случае сделать это тебе было труднее?

Спиши последнюю строфу: запиши предложение в строчку. Объясни графически, что разделяют запятые в этом предложении. Выполни разбор этого предложения, составь схему. В каких падежах стоят выделенные имена существительные в этом предложении?





164. Прочитай текст. Как объясняет автор смысл этого названия – ”склонение”?

Авто объясняет смысл названия "склонение" от отклонение от первоначального падежа.



165. Прочитай текст. Отрывок из какого произведения ты прочитал? Кто его автор?

Выпиши из текста все имена существительные и выполни по образцу разбор существительных из 1-го абзаца.






166. Спиши текст. Раскрой скобки, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений с прямой речью.

Выполни разбор имён существительных как части речи по образцу, данному в упр. 165.





167. Прочитай слова. Какого они рода?

На какие две группы ты можешь разделить эти слова? Запиши их в два столбика.

Какую надпись ты сделаешь над каждым столбиком? Какой вывод можно сделать?

Выдели окончания существительных.

У слов какого столбика это можно сделать, а у слов какого – нет? Почему?





168. Спиши словосочетания и допиши окончания прилагательных. Что для этого нужно сделать?

Какого рода все эти имена существительные? Как ты думаешь, правильно ли будет отнести все эти существительные ко 2-му склонению, так как они среднего рода и оканчиваются на -о или -е? Почему? Объясни.





169. Обрати внимание на то, как выполнен разбор по составу данных существительных. Какую особенность ты заметил?

Продолжи этот ряд: допиши ещё два-три существительных, которые не изменяются.





170. Спиши, вместо точек допиши слова, данные в скобках.

Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения? Попробуй догадаться, как называются все те существительные, которые ты наблюдал в упражнениях 167–170?





171. Выпиши из предложения все имена существительные и разбери их как часть речи. Можешь ли ты сразу сказать, какая запись будет длиннее – к существительному матушка или фортепьяно? Почему? Объясни.





172. Напиши сочинение на тему ”Пальчики оближешь!” (так говорят о чём-то очень вкусном). Расскажи, что лучше всего готовят твои мама, бабушка и ты сам, чем любят полакомиться в вашей семье. Постарайся употребить несклоняемые существительные кофе, какао, желе, филе, суфле и др. с разными предлогами и прилагательными. Используй предложения с однородными членами, глаголы-синонимы.