§13. Что мы уже знаем о глаголе - учебник Бунеев Пронина 2 часть 4 класс

230. Прочитай текст. Почему именно эта часть речи получила такое название – «глагол»?

В современном русском языке есть такое слово разглагольствовать. Попробуй догадаться, что оно означает. Проверь по толковому словарю.



231. Прочитай отрывок из рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Найди и подчеркни простым карандашом глаголы. Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте?

Это текст описание или повествование? Объясни почему.


232. Прочитай стихотворение. С помощью слов каких частей речи поэт рисует картину летнего утра? Какая особенность почти у всех глаголов  в этом тексте?

Спиши текст. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу. Какими членами предложения являются все глаголы? Составь схему каждого предложения и объясни, что соединяет союз и, что разделяет запятая в предложениях.


233. Прочитай текст. Какую особенность ты в нем заметил? Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? Спиши текст, раскрой скобки. Обозначь орфограмму. Какое правило нужно вспомнить?

Найди и подчеркни другие известные тебе орфограммы. Запиши несколько глаголов в неопределенной форме. Что ты помнишь о неопределенной форме глагола? Почему она так называется?


234. Прочитай текст. Какую смысловую роль в нем играют глаголы с частицей не? Выпиши в столбик глаголы с частицей не, раскрой скобки, обозначь орфограмму. Запиши каждый глагол в неопределенной форме. Выдели суффикс неопределенной формы.


235. Прочитай текст. Что нового ты для себя узнал?

Спиши глаголы на –чь-, обозначь орфограмму.


236. Спиши, вставь пропущенные буквы. Обозначь все орфограммы, которые находятся после букв шипящих. Это одна и та же орфограмма или разные?

Найди и подчеркни глаголы в неопределенной форме, выдели суффиксы –ть, -ти.


237. Прочитай текст. Найди и подчеркни все глаголы простым карандашом. Определи, в каком времени они употреблены. Какой вывод ты можешь сделать?


238. Образуй все формы времени от глаголов спать и проспать. Запиши вместе с вопросами.

Сколько форм времени ты образовал от каждого глагола? Какой вывод ты можешь сделать?



239. Образуй формы прошедшего и будущего сложного времени от данных глаголов. Не забудь, что глагольный суффикс –я- в них сохраняется.


240. Прочитай отрывок из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник». Найди в тексте глаголы и подчеркни их простым карандашом. Определи время глаголов. Выпиши сначала глаголы в настоящем времени, затем в прошедшем и в будущем времени. Какие две формы будущего времени глаголов употреблены в этом тексте? Подчеркни в глаголах известные тебе орфограмма, устно объясни написания.


241. Прочитай текст. Какой ты можешь сделать вывод о системе времен глагола в русском языке по сравнению с английским?

Что ты уже знаешь об особенностях времени глагола в том иностранном языке, который ты изучаешь?


242. Прочитай текст. Найди и подчеркни все глаголы в настоящем времени. Спиши, в ходе письма замени глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. У тебя получится отрывок из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты». Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени выдели суффикс –л-, определи род. Как ты думаешь, являются ли однокоренными словами диктант и диктатор, дикция? Уточни по словарю и объясни.


243. Письменно измени глагол лаять по временам, затем по числам, а затем в прошедшем времени по родам. Выдели суффикс прошедшего времени –л- и окончания мужского, женского и среднего рода в формах прошедшего времени.


244. Прочитай текст. Найди в нем глагол, который употреблен и в неопределенной форме, и в других формах. Выпиши в один столбик глаголы настоящего времени, в другой – прошедшего времени. В глаголах прошедшего времени выдели суффикс –л-, определи их род.

Выпиши глаголы, возле которых стоит цифра 3. Разбери их как часть речи.


245. Прочитай текст. Какие чувства выразил автор, какое настроение передал? Найди и выпиши только глаголы прошедшего времени. Рядом в скобках напиши личное местоимение, которое можно подставить и определи, в каком лице употреблен глагол.

Разбери как часть речи глаголы с цифрой 3.


246. Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе». План рассказа составь самостоятельно. Тебе поможет порядок разбора глагола как части речи. Не забудь рассказать о том, какую роль глаголы играют в речи.