Предложения с однородными членами - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

102. Найдите в предложениях однородные члены и поставьте к ним вопросы.

1. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с покла­жей воз взялись. (И. Крылов.) 2. Долго бегала девоч­ка по полям, по лесам. 3. Осторожно ветер из калит­ки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше. (М. Исаковский.)

1. Взялись везти (кто?) Лебедь, Рак, Щука.

2. Бегала (где?) по полям, по лесам.

3. Ветер (что сделал?) вышел, постучал, пробежал.


103. Отгадайте и спишите загадки. Найдите в них однородные члены предложения. Объясните по­становку знаков препинания при однородных членах.

1. Пришлии (сказ.) мужики без топоров, срубили (сказ.) избу без углов (муравьи). 2. Серебряные нити сшивают (сказ.) землю и небо. (дождь). 3. Махнула (сказ.) птица крылом и закрыла (сказ.) весь свет одним пером. (ночь). 4. Днём молчит (сказ.), а ночью кричит (сказ.), по лесу ле­тает (сказ.), прохожих пугает (сказ.). (филин).

Подсказка: муравьи, дождь, филин, ночь.


104. Запишите предложения, расставляя запятые на месте пропусков там, где это необходимо.

1. Мы везём с собой кота, чижика, собаку, Петьку- забияку, обезьяну, попугая — вот компания какая! (С. Михалков.) 2. Андрюша Рыженький всего боялся: собак, котов, гусей, мышей, пауков и даже петухов. (М. Зощенко.) 3. Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок... У него было семь прозрачных лепестков: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. (В. Катаев.)

 


105. Прочитайте предложения. Найдите в них однородные члены. Запишите предложения, рас­ставляя недостающие запятые.

1. Письмо само никуда не пойдёт, но в ящик его опусти — оно пробежит, пролетит, проплывёт (сказ.) тысячи вёрст пути. (С. Маршак.) 2. Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро (дополнение). (Н. Некрасов.) 3. Метели, снега и туманы (подлеж.) покорны морозу всегда. (Н. Некра­сов.) 4. На белом снегу оставили свои следы чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки (подл.). 5. Есть в осе­ни первоначальной короткая, но дивная (определение) пора. (Ф. Тют­чев.) 6. Звёзды меркнут и гаснут (сказ.). (И. Никитин.)


106. Прочитайте скороговорки. Запишите их, ставя знаки препинания при однородных членах. Главные члены предложения подчеркните.

1) Краб (подлеж.) крабу сделал (сказ.) грабли

Подарил (сказ.) грабли крабу.

2) Булку, баранку, батон и буханку

Пекарь (подлеж.) испёк (сказ.) спозаранку.

3) Наш шахматист (подлеж.) вашего шахматиста

Перешахматит (сказ.) и перевышахматит (сказ.)!

4) У Аграфены и Арины

Растут (сказ.) георгины (подлеж.).


107. Прочитайте начало сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

* * *

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица...

Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама одевалась, а вставши с постели, за дело при­нималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, пе­туха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потяги­валась, с боку на бок переваливалась... Встанет, по­прыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело, да сколько улетело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как буд­то в том другие виноваты.

Составьте и запишите два предложения с одно­родными членами в виде ответов на вопросы:

Что делала Рукодельница? А что делала Ленивица?

Подберите синонимы к словам рукодельница и ленивица. Разберите слова по составу. Как называ­ются слова рукодельница — ленивица?

Рукодельница рано вставала, сама одевалась, печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, на колодец за водой ходила.

Ленивица в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переворачивалась, мух считала да жаловалась, что ей скучно.

Рукодельница - труженица, работница.

Ленивица - лентяйка, бездельница.

Рукодельница - ленивица (антонимы).


108. Прочитайте пары слов. К какой группе они относятся? Составьте и запишите предложения та­ким образом, чтобы данные слова-антонимы были употреблены как однородные.

Длинный — короткий.
Ясный — пасмурный.
Начинает — кончает.
Быстро — медленно.

Подчеркните в составленных вами предложениях главные члены. Укажите, какими частями речи они выражены.

Запишите (сказуемое - глагол) длинный и короткий рассказ об этом случае.

Пасмурный и ясный дни (подлежащее, существительное) одинаково годились (сказуемое, глагол) для охоты.

Спортсмен (подлежащее, существительное) начинает (сказуемое, глагол) разбег на старте, а кончает (сказуемое, глагол) бежать (сказуемое, глагол) на финише.

Речь (подлежащее, существительное) течет (сказуемое, глагол) не быстро, не медленно, а благозвучно.


109. Прочитайте текст, который составил Ваня. Какой недостаток вы заметили? Замените выделен­ные предложения одним предложением с однород­ными членами.

Я часто езжу на поезде. Мне нравится смотреть в окошко. За окном поезда мелькают поля. За окном мелькают реки. Мелькают леса. Мелькают деревни.

За окном поезда мелькают поля, реки, леса, деревни.


110. Замените несколько предложений в каждой группе одним предложением с однородными члена­ми и запишите его. Определите, какие члены пред­ложения будут являться однородными.

1. В цирке выступали клоуны. В цирке выступали акробаты. В цирке выступали жонглёры.

В цирке выступали клоуны, акробаты, жонглеры.

2. В воскресенье я встречусь с друзьями. В вос­кресенье я погуляю в парке. В воскресенье я схожу на выставку собак.

В воскрсенье я встречусь с друзьями, погуляю в парке, схожу на выставку собак.

3. Снег лежал на дорожках. Снег лежал на деревь­ях. Снег лежал на крышах домов.

Снег лежал на дорожках, на деревьях, на крышах домов.


111. Прочитайте отрывок из сказки К. Чуков­ского. Как она называется? Попробуйте из двух последних предложений составить одно предложе­ние с однородными членами.

— Да, это Африка! — закричал Крокодил. — Ско­ро мы будем в Африке! Я вижу верблюдов! Я вижу слонов!

Сравните своё предложение с однородными чле- нами и текст К. Чуковского. Что получилось вы­разительнее? Почему?

Я вижу верблюдов и слонов.


112. Прочитайте стихотворные строки. Объяс­ните, как в стихах создаётся впечатление быстрого движения.

★ ★ ★

... Вот уж по Тверской возок несётся (сказ.) чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины, люди, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах.

А. Пушкин

Найдите однородные члены предложения. Запи­шите стихотворный отрывок в строчку, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните глав­ные члены в каждом предложении.

Как вы думаете, что сегодня нельзя увидеть в Москве? Чем современная Москва отличается от старинной Москвы? Составьте два-три предложения о современной Москве (или о своём городе), ис­пользуя однородные члены предложения.


113.  Прочитайте строки из сказки в стихах. Вспомните её название. Найдите однородные члены, поставьте к ним вопросы. Объясните, как надо рас­ставить знаки препинания при однородных членах. Спишите, расставляя знаки препинания.

* * *

Мойдодыр

Да здравствует (что?) мыло душистое

И полотенце пушистое

И зубной порошок

И густой гребешок.

Давайте же (что делать?)мыться плескаться

Купаться нырять кувыркаться

(В чем?) В ушате в корыте в лохани

В реке в ручейке в океане...

К. Чуковский


114. Найдите в предложениях однородные чле­ны. Запишите предложения, расставляя недостаю­щие знаки препинания. Обведите однородные члены предложения.

Любил купец детей своих больше своего богат­ства: жемчугов, драгоценных камней, золотой и се­ребряной казны. (С. Аксаков.) 2. На дворах и домах снег лежит полотном. (И. Никитин.) 3. На Амуре на­чался ледоход. Льды с грохотом напирали друг на друга, дыбилис, уходили под воду и снова с шумом выплывали. 4. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и огромными ледниками. Озёра и реки Алтая полны рыбы. В лесах бродят северные олени, маралы, лоси.

Выделенные слова разберите по составу.


115. Прочитайте два предложения. Сравните их по смыслу. Есть ли между ними разница? Сколь­ко человек встретил Пётр на вокзале?

На вокзале Пётр встретил сестру, брата, своего товарища.
На вокзале Пётр встретил сестру, брата своего товарища.

Куда делся товарищ Петра?


116. Утром ученики одной московской школы получили телеграмму о прибытии иностранной де­легации из Германии. Прочитайте текст этой теле­граммы.

Делегация выезжает утром встречайте.

Как можно прочитать и понять это сообщение? За­пишите два варианта. Что должно произойти утром?

Делегация выезжает, утром встречайте.

Делегация выезжает утром, встречайте.


117. Прочитайте предложения. Подумайте, на месте какого прочерка нужно поставить запятую. Как может измениться смысл предложений при иной постановке запятых?

1. Казнить нельзя, помиловать. - Казнить, нельзя помиловать. 2. Работать нельзя, есть конфеты. - Работать, нельзя есть конфеты. 3. Гулять не буду, учиться. - Гулять, не буду учиться.

Определите количество звуков и букв в выделен­ных словах.