Простые и сложные предложения - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1
118. Прочитайте строки из стихотворения А. Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Обратите внимание: это всё одно предложение. Сколько в нём частей? Найдите главные члены предложения в каждой его части. Запишите их по образцу.
Образец. Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) ... .
Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) блистало, день (что делал?) становился, сень лесов (что делала?) обнажалась, туман (что делал? ложился.
119. Прочтите сложное предложение из стихотворения И. Бунина. Выделите в нём все части. Найдите подлежащее и сказуемое в каждой части.
[Кругом вода (подлеж.) журчит (сказ.), сверкает (сказ.)],
[Крик (подлеж.) петухов звучит (сказ.) порой],
А [ветер (подлеж.) мягкий и сырой
Глаза тихонько закрывает (сказ.)].
120. Прочитайте предложения в двух группах. Можно ли эти предложения назвать сложными? Почему?
1. Сверкнула молния. Раздались раскаты грома. Хлынул поток дождя.
2. Стали дни коротки. Солнце светит мало. Вот пришли морозы. И зима настала. (И. Суриков.)
Объедините простые предложения в каждой группе таким образом, чтобы получилось одно сложное предложение.
1. Сверкнула молния, раздались раскаты грома, хлынул поток дождя.
2. Стали дни коротки, солнце светит мало, вот пришли морозы, и зима настала.
121. Объясните постановку запятых в четверостишиях из произведений С. Маршака и А. Плещеева.
1. Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
2. Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Какое из двух предложений является сложным, а какое — предложением с однородными членами? Запишите по памяти любое из четверостиший.
1. Простое предложение с однородными членами.
2. Сложное предложение из трех простых.
122. Прочитайте строки из басни. Найдите сложное предложение. Назовите основу каждой части сложного предложения. Объясните расстановку знаков препинания в нём.
Чижа захлопнула злодейка-западня.
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
И. Крылов
Бедняжка (подлеж.) в ней и рвался (сказ.), и метался (сказ.),
А голубь (подлеж.) молодой над ним же издевался (сказ.).
123. Прочитайте предложения. Какие из этих простых предложений можно соединить по смыслу в сложное предложение? Составьте два сложных предложения. Запишите их, расставляя знаки препинания.
Надвигалась свинцовая туча.
Ребята поспешили домой.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки.
Бесшумно пролетают над высокими снежными сугробами совы.
Надвигалась свинцовая туча, и ребята поспешили домой.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, бесшумно пролетают над высокими снежными сугробами совы.
124. Закончите предложения так, чтобы они получились сложными. Выберите один из союзов из скобок. Запишите полученные предложения, верно расставив знаки препинания.
1. Урок закончился, и ребята побежали в спортзал. 2. Мама подарила мне красивую книгу, а папа - велосипед. 3. Люда и Сергей дружат, но на катке они соперничают. 4. В классе установили новый компьютер, и все ребята хотели его получше разглядеть. 5. Я хорошо знаю правила орфографии, но пятерка за диктант - большая редкость в моей тетради. 6. На улице стоит прекрасная погода, но мама все равно велела мне повязать шарф. 7. Папа купил мне билет на спектакль в Театр юного зрителя, но я заболел и остался дома. 8. Брат любит читать книги, и я уважаю его начитанность и прислушиваюсь к его советам.