Слово и его значение - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1
129. Что такое слово? Для чего оно нам нужно? Обсуждая эти вопросы, вы можете воспользоваться высказываниями учёного-языковеда и известного писателя.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. (Т. Шмелёва.)
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений. (К. Паустовский.)
Спишите слова К. Паустовского.
Списать текст.
130. Прочитайте начало русской народной сказки «Медведь, волк и лиса». Знаете ли вы, каковы значения выделенных слов? Какой словарь поможет вам уточнить значения этих слов?
Набрал Медведь ягод и грибов с пять коробов и пошёл продавать на базар. Идёт, песенки поёт:
По ягодки да по грибки
Полны коробы несу.
Сколько хошь бери за грош!
Растоварец мой хорош!
Спишите первое предложение. Почему слово медведь в нём написано с прописной буквы?
Являются ли родственными слова короб — коробка — коробочка? А слова товар — товарный — растоварец?
В каком значении в тексте употреблено слово грош?
1. Старинная монета в полкопейки. (Ни гроша нет.)
2. Очень низкая цена. (Продам за грош.)
Подумайте, кто может употреблять слова хошь, растоварец. В какой речи употребляются эти слова?
Медведь - в сказке это его имя, поэтому слово написано с прописной буквы.
Родственные слова: короб - коробка - коробочка, товар - товарный - растоварец.
Грош - очень низкая цена (в данном случае).
Слова "хошь, растоварец" употребляются в разговорной речи.
131. Составьте диалог из восьми-девяти предложений на одну из данных тем так, чтобы использовать не более десяти слов. Запишите диалог. Сумели ли вы точно и образно выразить свои мысли?
1. Экскурсия в зоопарк.
2. Любимая книга.
3. Путешествие, о котором я мечтаю.
- Смотри, бегемот!
- Ну и толстяк!
- А что он ест?
- Вот у него и спроси.
- А ты знаешь, где он живет?
- Нет.
- В Африке.
- Дай ему свой банан.
- Он же не на дереве живет. А бананы растут на дереве.
132. Прочитайте текст. Объясните значение выделенных фразеологизмов, подобрав к ним слова- синонимы. Запишите фразеологизмы вместе с подобранными синонимами.
Всем известно: аз да буки — начало науки. Потому что без языка и колокол нем. А язык у тебя теперь, наверное, острее меча, и за словом ты в карман не полезешь. Если, конечно, читая книжки, ты не хлопал глазами, не клевал носом, не бил баклуши. Недаром говорят: у умной головы сто рук. Оттого и сила уму уступает. И люди оттого ученьем живут, что наукой свет держится.
Вспомните, какой словарь поможет нам узнать значение фразеологического (устойчивого) оборота.
За словом в карман не полезешьб - быстрый на ответ.
Хлопал глазами - был невнимательным.
Клевал носом - дремал.
Бил баклуши - бездельничал.
133. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы. По какому словарю вы можете проверить правильность написания слов?
* * *
Нависли тяжёлые грозовые тучи. Ураган с рёвом напал на корабль. Он срывал верхушки волн и покрывал всё вокруг седой пылью. Полил страшный ливень. Засверкала ослепительная молния. Из облаков стали падать огненные шары. Возле мачт стояли ма.тросы с топорами. Вдруг самая большая мачта повалилась и наклонила корабль. Громадные волны были готовы залить его. Прошёл час, другой, третий. Эти часы казались веками. Наконец ураган стал затихать.
К. Станюкович
134. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника пять слов с непроверяемыми согласными. Составьте с каждым из них предложение.
Шоссе, металл, вокзал, экскурсия, километр.
Мокрое шоссе в свете фар блестело, как зеркало.
Золото - драгоценный металл.
На кокзамле уже собралась вся группа, и ждали только Вовку.
В праздники на Бородинской панораме проводят экскурсии.
От черты города до озера ехать всего километр.
135. В каком словаре можно найти:
объяснение значения устойчивых словосочетаний гол как сокол, ахиллесова пята, попасть впросак;
сведения о происхождении слов копейка, солдат, берёза, понедельник;
сведения о произношении слов скучно, лёгкий, об ударении в словах щавель, шофёр, позвонишь?
136. Прочитайте толкование слова собака. Какие главные признаки этого предмета указываются?
Собака — домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, к которому относятся также волк, лисица и др.
Попробуйте сами объяснить значения слов яблоко, диван, роза. Запишите составленные толкования. Сравните их с толкованиями, которые даются в толковом словаре.
137. Прочитайте предложения. Запишите выделенные имена существительные по образцу.
1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (И. Тургенев.) 2. Во время перевозки зверинца по железной дороге сбежал пеликан. (К. Паустовский.)
Выхожу один я на дорогу. (М. Лермонтов.) 4. По первой пороше охотники пошли на охоту. (И. Соко- лов-Микитов.) 5. Старый охотник жил в лесной избушке с собакой Музгаркой. (Д. Мамин-Сибиряк.)
Образец. (По) алле[ё]—сущ., н. ф. — алле[я], Д. п.
Изменяется ли лексическое значение имён существительных при изменении их по падежам?
138. Какие слова перечислены в каждой из групп?
1. Полезный — вредный; подъём — спуск; правда — ложь; хвалить — ругать; вход — выход; длинный — короткий; добро — зло.
2. Темнота, мрак, потёмки, мгла; пища, еда, питание, продовольствие; волноваться, тревожиться, беспокоиться.
3. Горный ключ, ключ от двери; клуб пара, шахматный клуб; у собаки лайки, перчатки из лайки; разъярённые быки, быки нового моста.
1) Антонимы.
2) Синонимы.
3) Омонимы.
139. Продолжите ряды слов-синонимов своими примерами. Если затрудняетесь, воспользуйтесь словами для выбора.
Ошибка, оплошность, промах, просчет.
Просить, клянчить, умолять, канючить.
Приказ, указание, команда, повеление, распоряжение.
Шалить, озорничать, баловаться, проказничать, дурачиться.
Слова для выбора: канючить, промах, умолять, команда, повеление, проказничать, просчёт, баловаться, распоряжение, дурачиться.
140. Прочитайте стихотворные строки. Из какого они произведения?
Запишите эти строки по памяти.
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала.
И со страху наш мужик
Закопался под сенник.
Найдите в стихотворных строках синонимы. Письменно разберите каждое слово-синоним как часть речи.
Продолжите ряд синонимов, обозначающих состояние сильного страха перед опасностью.
141. Прочитайте предложения. Сравните значения слов бежать и мчаться. Какое дополнительное значение появляется у слова мчаться?
Докажите, что слова бежать и мчаться — это синонимы.
1. Много я часов бежал, и наконец, устав, прилёг между высоких трав. (М. Лермонтов.) 2. Мальчик изо всех сил мчался по улице, чтобы не опоздать на урок.
— Прочтите стихотворные строки А. Пушкина.
Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий.
В прямом или переносном значении употребляется в этих строках слово мчатся?
142. Прочитайте словосочетания.
1. Свежий воздух, свежий хлеб, свежая новость.
2. Тёмная ночь, тёмное лицо, тёмная рубашка.
3. Лёгкая ноша, лёгкая задача, лёгкая жизнь.
Подберите синонимы к каждому имени прилагательному в разных его значениях. Запишите их по образцу.
Образец. Свежий воздух — прохладный и чистый воздух, свежий хлеб — мягкий хлеб, свежая новость — недавно появившаяся новость.
Темная ночь - нероглядная, кромешная; темное лицо - загорелое, смуглое или печальное; темная рубашка - черная или другие темные тона.
Легкая ноша - нетяжелая; легкая задача - простая, нетрудная; легкая жизнь - удачливая, счастливая.
143. Найдите антонимы в шуточном стихотворении Дж. Родари «Тараторка» и выпишите их парами. Объясните значение слова в заглавии.
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом И называть безделье делом.
Антонимы:
молчат - говорят, стоят - совершают путешествия, далеко - близко, высоко - низко, приехать - уехать, сидеть - стоять, безделье - дело.
144. Игра «Кто быстрее?». Запишите слова-антонимы парами.
Горячий, тонкий, грубый, холодный, мягкий, добро, толстый, ласковый, ледяной, раскалённый, жёсткий, хвалить, огромный, опускать, поднимать, бранить, крохотный, верхний, ненавидеть, нижний, любить, зло, юноша, прекрасный, безобразный, старик.
Горячий - холодный, тонкий - толстый, грубый - ласковый, мягкий - жесткий, добро - зло, ледяной - раскаленный, хвалить - бранить, огромный - -крохотный, опускать - поднимать, верхний - нижний, ненавидеть - любить, юноша - старик, прекрасный - безобразный.
145. Ученики третьего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных строках А. Пушкина. Вот что у них получилось.
Ураган мглою небо покрывает,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она закричит,
То заплачет, как малыш.
Восстановите авторский текст. Запишите восстановленные стихотворные строки. Как вы объясните учащимся третьего класса, что в художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами?
146. Спишите стихотворные строки. Объясните значения выделенных слов. Как называются такие слова?
Много разных есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ, дверной.
Д. Лукич
— Вспомните, какие слова называются многозначными.
Выделенные слова - омонимы.
147. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? Сколько значений у слов звезда и земля? Если затрудняетесь, обратитесь к рубрике «Из толкового словаря».
Составьте два-три предложения со словом звезда или со словом земля так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в разных своих значениях.
В каком значении необходимо употребить слово земля, чтобы к нему подошёл синоним земной шар? синоним родина? синоним дачный участок?
Наша земля дает богатый урожай.
За долгую жизнь он объехал разные земли.
Из космоса Земля кажется маленькой.
На груди командира красовался орден - Золотая Звезда Героя.
В черном бархате неба замелькали звезды.
148. Сравните словосочетания. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
Спит ребёнок — спит река. 2. Железная труба — железный характер. 3. Изумрудная брошь — изумрудная трава. 4. Лёгкая ноша — лёгкая жизнь.
лёгкий, легко.
Второе словосочетание - в переносном значении.
149. Спишите предложения. Обведите слова, употреблённые в переносном значении.
1. Не море, а волнуется. (Поле ржи.) 2. Моя мама всегда волнуется за меня. 3. Пошёл мальчик к синему морю. 4. Море ржи колышется от ветра. 5. Уж смотрит небо ясным взором. (И. Бунин.) 6. Дед ласково смотрит на внука.
150. Прочитайте стихи В. Орлова. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
Что делают часы?
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
151. Прочитайте загадку. В каком значении (прямом или переносном) употребляется слово зелёная?
Это чёрная?
Нет, красная!
А почему она белая?
Потому что зелёная.
Смородина.