Слово и его значение - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

129. Что такое слово? Для чего оно нам нуж­но? Обсуждая эти вопросы, вы можете воспользо­ваться высказываниями учёного-языковеда и извест­ного писателя.

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. (Т. Шмелёва.)

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое мно­жество хороших слов и выражений. (К. Паустовский.)

Спишите слова К. Паустовского.

Списать текст.


130. Прочитайте начало русской народной сказ­ки «Медведь, волк и лиса». Знаете ли вы, каковы значения выделенных слов? Какой словарь поможет вам уточнить значения этих слов?

Набрал Медведь ягод и грибов с пять коробов и пошёл продавать на базар. Идёт, песенки поёт:

По ягодки да по грибки
Полны коробы несу.
Сколько хошь бери за грош!
Растоварец мой хорош!

Спишите первое предложение. Почему слово мед­ведь в нём написано с прописной буквы?

Являются ли родственными слова короб — ко­робка — коробочка? А слова товар — товар­ный — растоварец?

В каком значении в тексте употреблено слово грош?

1. Старинная монета в полкопейки. (Ни гроша нет.)

2. Очень низкая цена. (Продам за грош.)

Подумайте, кто может употреблять слова хошь, растоварец. В какой речи употребляются эти слова?

Медведь - в сказке это его имя, поэтому слово написано с прописной буквы.

Родственные слова: короб - коробка - коробочка, товар - товарный - растоварец.

Грош - очень низкая цена (в данном случае).

Слова "хошь, растоварец" употребляются в разговорной речи.

 


131. Составьте диалог из восьми-девяти предло­жений на одну из данных тем так, чтобы исполь­зовать не более десяти слов. Запишите диалог. Су­мели ли вы точно и образно выразить свои мысли?

1. Экскурсия в зоопарк.
2. Любимая книга.
3. Путешествие, о котором я мечтаю.

  • Смотри, бегемот!
  • Ну и толстяк!
  • А что он ест?
  • Вот у него и спроси.
  • А ты знаешь, где он живет?
  • Нет.
  • В Африке.
  • Дай ему свой банан.
  • Он же не на дереве живет. А бананы растут на дереве.

132. Прочитайте текст. Объясните значение выделенных фразеологизмов, подобрав к ним слова- синонимы. Запишите фразеологизмы вместе с по­добранными синонимами.

Всем известно: аз да буки — начало науки. Пото­му что без языка и колокол нем. А язык у тебя те­перь, наверное, острее меча, и за словом ты в карман не полезешь. Если, конечно, читая книжки, ты не хлопал глазами, не клевал носом, не бил баклуши. Недаром говорят: у умной головы сто рук. Оттого и сила уму уступает. И люди оттого ученьем живут, что наукой свет держится.

Вспомните, какой словарь поможет нам узнать значение фразеологического (устойчивого) оборота.

За словом в карман не полезешьб - быстрый на ответ.

Хлопал глазами - был невнимательным.

Клевал носом - дремал.

Бил баклуши - бездельничал.


133. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы. По какому словарю вы можете проверить правильность написания слов?

* * *

Нависли тяжёлые грозовые тучи. Ураган с рёвом напал на корабль. Он срывал верхушки волн и покры­вал всё вокруг седой пылью. Полил страшный ливень. Засверкала ослепительная молния. Из облаков стали падать огненные шары. Возле мачт стояли ма.тросы с топорами. Вдруг самая большая мачта повалилась и наклонила корабль. Громадные волны были готовы за­лить его. Прошёл час, другой, третий. Эти часы каза­лись веками. Наконец ураган стал затихать.

К. Станюкович


134. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника пять слов с непроверяемыми со­гласными. Составьте с каждым из них предложе­ние.

Шоссе, металл, вокзал, экскурсия, километр.

Мокрое шоссе в свете фар блестело, как зеркало.

Золото - драгоценный металл.

На кокзамле уже собралась вся группа, и ждали только Вовку.

В праздники на Бородинской панораме проводят экскурсии.

От черты города до озера ехать всего километр.


135. В каком словаре можно найти:

объяснение значения устойчивых словосочетаний гол как сокол, ахиллесова пята, попасть впросак;

сведения о происхождении слов копейка, солдат, берёза, понедельник;

сведения о произношении слов скучно, лёгкий, об ударении в словах щавель, шофёр, позвонишь?


136. Прочитайте толкование слова собака. Какие главные признаки этого предмета указываются?

Собака — домашнее животное из семейства хищ­ных млекопитающих, к которому относятся также волк, лисица и др.

Попробуйте сами объяснить значения слов ябло­ко, диван, роза. Запишите составленные толкова­ния. Сравните их с толкованиями, которые даются в толковом словаре.


137. Прочитайте предложения. Запишите выде­ленные имена существительные по образцу.

1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (И. Тургенев.) 2. Во время перевозки зверинца по железной дороге сбежал пеликан. (К. Паустовский.)
Выхожу один я на дорогу. (М. Лермонтов.) 4. По первой пороше охотники пошли на охоту. (И. Соко- лов-Микитов.) 5. Старый охотник жил в лесной из­бушке с собакой Музгаркой. (Д. Мамин-Сибиряк.)

Образец. (По) алле[ё]—сущ., н. ф. — алле[я], Д. п.

Изменяется ли лексическое значение имён суще­ствительных при изменении их по падежам?


138. Какие слова перечислены в каждой из групп?

1. Полезный — вредный; подъём — спуск; прав­да — ложь; хвалить — ругать; вход — выход; длинный — короткий; добро — зло.

2. Темнота, мрак, потёмки, мгла; пища, еда, пита­ние, продовольствие; волноваться, тревожиться, беспо­коиться.

3. Горный ключ, ключ от двери; клуб пара, шахмат­ный клуб; у собаки лайки, перчатки из лайки; разъярённые быки, быки нового моста.

1) Антонимы.

2) Синонимы.

3) Омонимы.


139. Продолжите ряды слов-синонимов своими примерами. Если затрудняетесь, воспользуйтесь сло­вами для выбора.

Ошибка, оплошность, промах, просчет.

Просить, клянчить, умолять, канючить.

Приказ, указание, команда, повеление, распоряжение.

Шалить, озорничать, баловаться, проказничать, дурачиться.

Слова для выбора: канючить, промах, умолять, ко­манда, повеление, проказничать, просчёт, баловаться, распоряжение, дурачиться.


140. Прочитайте стихотворные строки. Из како­го они произведения?

Запишите эти строки по памяти.

Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала.

И со страху наш мужик

Закопался под сенник.

Найдите в стихотворных строках синонимы. Письменно разберите каждое слово-синоним как часть речи.

Продолжите ряд синонимов, обозначающих состояние сильного страха перед опасностью.


141. Прочитайте предложения. Сравните значе­ния слов бежать и мчаться. Какое дополнительное значение появляется у слова мчаться?
Докажите, что слова бежать и мчаться — это синонимы.

1. Много я часов бежал, и наконец, устав, прилёг между высоких трав. (М. Лермонтов.) 2. Мальчик изо всех сил мчался по улице, чтобы не опоздать на урок.

— Прочтите стихотворные строки А. Пушкина.

Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий.

В прямом или переносном значении упо­требляется в этих строках слово мчатся?


142. Прочитайте словосочетания.

1. Свежий воздух, свежий хлеб, свежая новость.

2. Тёмная ночь, тёмное лицо, тёмная рубашка.

3. Лёгкая ноша, лёгкая задача, лёгкая жизнь.

Подберите синонимы к каждому имени прилага­тельному в разных его значениях. Запишите их по образцу.

Образец. Свежий воздух — прохладный и чистый воздух, свежий хлеб — мягкий хлеб, свежая но­вость — недавно появившаяся новость.

Темная ночь - нероглядная, кромешная; темное лицо - загорелое, смуглое или печальное; темная рубашка - черная или другие темные тона.

Легкая ноша - нетяжелая; легкая задача - простая, нетрудная; легкая жизнь - удачливая, счастливая.


143. Найдите антонимы в шуточном стихотворе­нии Дж. Родари «Тараторка» и выпишите их па­рами. Объясните значение слова в заглавии.

Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом И называть безделье делом.

Антонимы: 

молчат - говорят, стоят - совершают путешествия, далеко - близко, высоко - низко, приехать - уехать, сидеть - стоять, безделье - дело.


144. Игра «Кто быстрее?». Запишите слова-анто­нимы парами.

Горячий, тонкий, грубый, холодный, мягкий, добро, толстый, ласковый, ледяной, раскалённый, жёсткий, хвалить, огромный, опускать, поднимать, бранить, кро­хотный, верхний, ненавидеть, нижний, любить, зло, юноша, прекрасный, безобразный, старик.

Горячий - холодный, тонкий - толстый, грубый - ласковый, мягкий - жесткий, добро - зло, ледяной - раскаленный, хвалить - бранить, огромный - -крохотный, опускать - поднимать, верхний - нижний, ненавидеть - любить, юноша - старик, прекрасный - безобразный.


145. Ученики третьего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных стро­ках А. Пушкина. Вот что у них получилось.

Ураган мглою небо покрывает,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она закричит,
То заплачет, как малыш.

Восстановите авторский текст. Запишите восста­новленные стихотворные строки. Как вы объясните учащимся третьего класса, что в художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами?


146. Спишите стихотворные строки. Объясните значения выделенных слов. Как называются такие слова?

Много разных есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ, дверной.

Д. Лукич

— Вспомните, какие слова называются много­значными.

Выделенные слова - омонимы.


147. Рассмотрите рисунки. Что на них изобра­жено? Сколько значений у слов звезда и земля? Если затрудняетесь, обратитесь к рубрике «Из тол­кового словаря».

Составьте два-три предложения со словом звезда или со словом земля так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в разных своих значениях.

В каком значении необходимо употребить слово земля, чтобы к нему подошёл синоним земной шар? синоним родина? синоним дачный участок?

Наша земля дает богатый урожай.

За долгую жизнь он объехал разные земли.

Из космоса Земля кажется маленькой.

На груди командира красовался орден - Золотая Звезда Героя.

В черном бархате неба замелькали звезды.


148. Сравните словосочетания. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

Спит ребёнок — спит река. 2. Железная тру­ба — железный характер. 3. Изумрудная брошь — изумрудная трава. 4. Лёгкая ноша — лёгкая жизнь.
лёгкий, легко.

Второе словосочетание - в переносном значении.


149. Спишите предложения. Обведите слова, употреблённые в переносном значении.

1. Не море, а волнуется. (Поле ржи.) 2. Моя ма­ма всегда волнуется за меня. 3. Пошёл мальчик к си­нему морю. 4. Море ржи колышется от ветра. 5. Уж смотрит небо ясным взором. (И. Бунин.) 6. Дед ласково смотрит на внука.


150. Прочитайте стихи В. Орлова. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, упо­треблённые в переносном значении.

Что делают часы?

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.


151. Прочитайте загадку. В каком значении (пря­мом или переносном) употребляется слово зелёная?

Это чёрная?
Нет, красная!
А почему она белая?
Потому что зелёная.

Смородина.