Слово как часть речи - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1
197. Составьте текст-рассуждение «Почему и для каких целей необходимо изучать слово как часть речи».
198. Сгруппируйте и запишите данные слова по частям речи. Охарактеризуйте каждую из них.
Лестница, свежие, дождь, мягкий, закричал, голубка, обложка, белизна, позвонил, пробег, солнце, убежит, хлопочет, хищная, берег, дождливый.
По каким признакам вы определили, что слово нужно отнести к той или иной части речи?
Имя существительное: лестница, дождь, голубка, облака, белизна, пробег, солнце, берег.
Имя прилагательное: свежие, мягкий, хищная, дождливый.
Глагол: закричал, позвонил, убежит, хлопочет.
199. Прочитайте предложение и попробуйте уловить его смысл.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Эту загадку известный русский языковед Л. Щерба предложил своим студентам. Они догадались. А вы?
Устно.
200. Какие общие грамматические значения имеются у слов в каждой группе? Обратите внимание на слова и словосочетания для выбора.
1. Варенье, печенье, соленье.
2. Пришло, потеплело, взошло.
3. Огромная, горячая, искристая.
Слова и словосочетания для выбора: обозначает предмет, обозначает признак предмета, обозначает действие предмета, имеют род, число, падеж, время, одинаковые окончания.
1 - обозначают предмет, имеют род, число, падеж, одинаковые окончания.
2 - обозначают действие предмета, имеют род, число, время, одинаковые окончания.
3 - обозначают признак предмета, имеют род, число, падеж, одинаковые окончания.
201. Какие общие грамматические значения имеются у слов в каждой группе? Какая часть слова помогает определить эти значения?
1. Туча, дача, сдача, удача, роща.
2. Плечо, окно, небо, ведро, утро.
3. Ясень, осень, шило, скала.
4. Напишем, узнаем, прочитаем, возьмём.
5. Узнала, помогла, записала, выучила, заснула.
6. Родные, далёкие, русские.
202. Прочитайте предложения. Среди выделенных слов найдите слова с общими грамматическими значениями. Запишите слова по группам. Обратите внимание на образец.
Образец. Грачи, ручьи — имена существительные в именительном падеже, во множественном числе.
1. Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов.)
2. Топишь берег ты земли, поднимаешь корабли. (А. Пушкин.)
3. Шумят ручьи, блестят ручьи! (Е. Баратынский.)
4. Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. (А. Фет.)
— На основе общего грамматического значения (предмет, признак предмета, действие предмета) слова объединяются в большие группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения.
203. Составьте предложения из данных слов. Подберите для своих предложений слова, отвечающие на вопрос кто? Какие слова вы ещё используете?
1. Лает, сторожит, грызёт. 2. Летает, собирает, жужжит. 3. Скачет, ржёт, бегает. 4. Жуёт, мычит, ходит.
Запишите получившиеся предложения. Укажите общее грамматическое значение всех глаголов.
1) Собака грызет косточку, она лает и сторожит дом.
2) Пчела летает среди цветов, жужжит и собирает нектар.
3) Жеребенок бегает по поляне, играет, скачет, ржет.
4) Корова пасется на лугу, ходит медленно, мычит, жует.
204. Прочитайте слова. Какие предложения можно из них составить? Запишите эти предложения. Чем эти предложения будут различаться? Обратите внимание: подарок чей? сестры, подарок кому? сестре.
Подарок, сестра, очень, нравится, Марина.
Какая часть слова помогла выразить две разные мысли одними и теми же словами?
205. Сравните словосочетания. Найдите те части слов, которые помогают понять, что смысл словосочетаний в каждой паре разный. Самостоятельно составьте и запишите подобные словосочетания.
Подарок (кого?) брата. — Подарок (кому?) брату.
Купил (к о г о?) собаку. — Купил (ком у?) собаке.
Благодарность Андрея. - Благодарность Андрею.
Дар князя. - Дар князю.
Аплодисменты актеру. - Аплодисменты актера.
206. Распределите и запишите слова по группам (частям речи).
Здоровье, оздоровительный, смеяться, облачный, медленный, смех, смешной, цвести, цветок, цветочный, удача, удачный, думать, задумчивый, дума, красота, медлить, красивый, красоваться, облако.
Имя существительное: здоровье, смех, цветок, удача, дума, красота, облако.
Имя прилагательное: оздоровительный, облачный, медленный, смешной, цветочный, удачный, задумчивый, красивый.
Глагол: смеяться, цвести, думать, медлить, красотваться.
207. Спишите текст. Найдите и обозначьте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Лес ... звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок. Стройная, изящная птичка сидела на верхушке молодой ели, на её светлом вертикальном побеге, и заливалась...
Ю. Нагибин
Имя существительное: лес, свист синиц, клацанье дроздов, переклики сорок, птичка, верхушки ели, побеге.
Имя прилагательное: тонкий, острый, тревожные, стройная, изящная, молодой, светлом, вертикальном.
Глагол: звенел, узнавал, сидела, заливалась.
208. Прочитайте и спишите текст. Определите, к какой части речи относится каждое выделенное слово. Каким членом предложения оно является?
Ласковое осеннее солнце осветило берёзовую рощу. Подул лёгкий ветерок. Листья сорвались с деревьев, закружились в прозрачном воздухе, зашуршали. Казалось, что лес танцует медленный осенний вальс.
209. Прочитайте предложения. К какой части речи относится каждое из слов-омонимов? Каким членом предложения оно является? Спишите предложения, подчеркните главные члены.
1. Утомлённая зноем странница с наслаждением пила (гл.) воду из колодца. Острая пила (сущ.) помогла лесорубам повалить дерево. 2. Белоснежное покрывало (сущ.) укутало землю. Облако тумана покрывало (гл.) поле.
210. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему три-четыре предложения.
Найдите в каждом из составленных предложений подлежащее и сказуемое. Определите, какими частями речи они выражены.
Медвежата (сущ., подлеж.) весело резвились (гл., сказ.) на лесной лужайке. Медведица (сущ., подлеж.) не мешала (гл., сказ.) им, но далеко не уходила (гл., сказ.). Она (мест., подлеж.) бродила (гл., сказ.) рядом в тенит деревьев. Зато этой сценой полюбовались (гл., сказ.) грибники (сущ., подлеж.). Они (мест., подлеж.) случайно вышли (гл., сказ.) из леса.