Словосочетание - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

125. Найдите в каждом предложении пары слов, связанных по смыслу. Поставьте вопрос от слова к слову в каждой паре и запишите всё по образцу.

1. Крепко спит заснеженный лес. (Г. Скребицкий.) 2. Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам. (И. Соколов-Микитов.) 3. Тихо я си­жу под ёлкой на лесной поляне. (М. Пришвин.)

Образец. Крепко спит заснеженный лес.

Лес (к а к о й?) заснеженный.

Спит (к а к?) крепко.

Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам.

Лоси (какие?) старые и молодные.

Подходят (как?) близко.

Подходят (к чему?) к городам.

Подходят (когда?) иногда.

К городам (каким?) шумным.

Тихо я си­жу под ёлкой на лесной поляне.

Сижу (где?) на поляне.

Сижу (где?) под елкой?

На поляне (какой?) лесной.

Сижу (как?) тихо.



126. Найдите главные члены в каждом предло­жении. Выпишите все возможные словосочетания с вопросами по образцу из упражнения 125.

1. В зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. 2. На голом суку уселся головастый совёнок. 3. Кленовые листья повисали на нитках осенней пау­тины. (В. Песков.) 4. Осторожные берёзы прячут листья от мороза. (Е. Трутнева.)

— Как различить словосочетание и предложе­ние?

В зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.

Ночи (какие?) зимние.

Продолжается (где?) в лесу.

Продолжается (когда?) в ночи.

Жизнь (какая?) скрытая.

На голом суку уселся головастый совёнок.

Услеся (на чем?) на суку.

На суку (каком?) голом.

Совенок (какой?) головастый.

Кленовые листья повисали на нитках осенней пау­тины.

Повисали (на чем?) на нитках.

На нитках (чего?) паутины.

Паутины (какой?) осенней.

Листья (какие?) кленовые.

Осторожные берёзы прячут листья от мороза.

Березы (какие?) осторожные.

Прячут (что?) листья.

Прячут (от чего?) от мороза.



127. Определите, где словосочетания, а где пред­ложения. Предложения запишите, подчеркните главные члены.

1. Пришли гости. Дети играют. Льёт дождь. Светит солнце.

2. Яркое солнце. Стальное перо. Весело играть. Очень полезный. Кабинет директора. Стоять у доски.

Пришли (сказ.) гости (подлеж.). Дети (подлеж.) играют (сказ.). Льёт (сказ.) дождь (подлеж.). Светит (сказ.) солнце (подлеж.).


128. Прочитайте слова.

Котёнок. Стол. Играть. Самолёт. Лететь.

Рассмотрите рисунки.

Назовите изображённые на рисунках предметы и их действия более точно с помощью словосочета­ний. Словосочетания запишите.

Маленький котенок, непослушный котенок, игривый котенок.

Круглый стол, старый стол, бабушкин стол, рабочий стол.

Играть с клубком, играть под столом, весело играть.

Пассажирский самолет, новый самолет, маленький самолет.

Летать над поселком, лететь быстро, лететь под облаками, лететь днем.