Средства общения - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

49. Рассмотрите рисунки на с.36. Подберите и запишите к каждому из этих рисунков подпись и пословицу.

1) Общение людей с животными. Ласковое слова и кошке приятно.

2) Общение с помощью жестов. Что в сердце варится, то в лице не утаится.

3) Общение устное и письменное. Кто говорит, тот сеет, а кто слушает - пожинает.


50. Прочитайте сообщение профессора И. Самоварова.


51. Запишите ответы на вопросы.

1) Как люди общались друг с другом в древние времена?

В древние времена люди общались при помощи жестов и мимики.

2) Что можно передать жесьами? Всегда ли пригоден такой способ общения?

Этот способ общения не всегда удобен, например, на далеком расстоянии или в темноте.

3) Что можно передавать звуками речи?

Из звуков речи можно составить слова и выразить ими мысль.

4. В чем состоит великий секрет языка?

Великий секрет языка состоит в умении обозначать предметы окружающего мира звуками.

Законочите предложение.

Все предметы и мысли люди научились обозначать звуками.


52. Сравните разные способы передачи сообщения: с помощью жестов из языка индейцев майя и с помощью звуко-буквенного письма. 

Какой способ, по вашему мнению, позволяет более точно выразить мысль?

Какое из высказываний больше соответствует сообщению, переданному на языке жестов? Как вы думаете, можно ли жестами точно воспроизвести сообщение?


53. Прочитайте высказывания выдающихся людей о русском языке.


54. Составиьте текст, используя опорные словосочетания. Какой текст у вас должен получиться: научный или художественный?

Текст научный.

В русском алфавите 33 буквы, из них 21 согласная буква, 10 гласных букв. Буквы имеют гласные и согласные звуки. Две буквы не обозначают звуков, гласных звуков 6, а 4 буквы издают 2 звука одновременно. Гласные звуки в словах бывают ударными и безударными. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, в словах они могут быть твердыми и мягкими.


55. Прочитайте текст.

Попробуйте прочитать слова без гласных.

Првл гр в фтбл. Встртмс н стдн. Збт гл в врт.


56. Определите, какие сочетания звуков являются словами? Почему? Что надо изменить в остальных словосочетаниях, чтобы получились слова?

Прочитайте слова казак, заказ, топот, комок, боб слева направо и справа на лево. В чем особенность этих сло?


57. Прочитайте текст Р.Киплинга. Определите тип текста: описание, повествование или рассуждение. Спиишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите их часть речи.

Найдите в тексте и выпишите три слова, все согласные звуки в которых твердые, и два слова, в которых все согласные мягкие.


58. Игра "Члова из слова". Образуйте из букв данных слов новые слова.

Транспорт - порт, спорт, паспорт.

Насос - нос, сосна.

Камыш - мак.

Лыжи - жил, ил.

Жало - ало.

Навес - вес, сев, весна.

Атлас - ласта, салат, стал.

Автор - рот, аврора, вор, тара, оратор.


59. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение в словах. В каком слове ударение ставить не нужно?

Мор-кОвь, рА-ди-о, по-зво-нИшь, до-го-вОр, тУф-ля, дог-на-лА, вклЮ-чат, о-вЁс, мАй-ка, ю-лА, объ-Е-хать, при-ня-лА.

Нельзя перенести: о-вес, ю-ла.


60. Найдите ошибки в разделении слов для переноса. Запишите эти слова, верно разделив их на части для переноса. Укажите, к какой части речи относится каждое из слов.

Существительные: стра-ни-ца, аку-ла, ма-як, май-ка, зай-ка, объ-езд.

Прилагательные: длин-ная, род-ное.

Глаголы: за-пре-тить, отъ-ехать, выль-ет, пе-ре-не-сет.


61. Найдите в отрывке из "Сказки о царе Салтане" А.Пушкина и выпишите слова, которые нельзя разделить на части для переноса.

Выпишите по группам все имена существительные и глаголы.

Нельзя перенести: она, мать.

Существительные: волна, берег, бочку, мать, младенцем, землю.

Глаголы: послушалась, вынесла, отхлынула, чувствует.


62. Прочитайте стихотворные строки. Какие кар­тины природы возникли в вашем воображении? По­думайте, благодаря чему вы смогли их представить.

Какие звуки повторяются в стихотворных стро­ках А. Барто? Что помогает передать повтор этих звуков?

Спишите стихотворные строки Н. Некрасова. Подчеркните слова, создающие грустное настроение. Какие гласные звуки «вторят» ветру? Какие глаго­лы находит поэт, чтобы изобразить ель и лес как живые существа? Как называется такой приём?

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

Олицетворение: стаю туч, если надломленная стонет, шепчет лес.


63. Подберите глаголы к данным словам так, чтобы рассказать о названных предметах как о жи­вых существах. Запишите по образцу.

Образец. Берёза — растёт, красуется, шепчет, го­ворит, радуется.

Берёза. Ветер. Тучи. Солнце. Звёзды.

Ветер - воет, летит, забирается, кусает, бьет, ласкает, уснул, пробежал.

Тучи - нахмурились, грозятся, злятся, заплакали.

Солнце - улыбается, играет, ласкает, просыпается.

Звезды - подмигивают, играют, глядят, замерзли.


64. Вспомните девять известных вам правил ор­фографии.

Приведите устно примеры к каждому из девяти правил.

Придумайте сказку о волшебнице-орфографии.


65. Определите, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов.

1. Улетать, перелететь, летательный. 2. Ночной, ноч­ник, заночевать. 3. Арбуз, прорубь, матрос, плод. 4. Пирог, луг, ёрш, карась. 5. Кружки, гудки, глазки, овражки, островки. 6. Ложка, булавка, пряжка, книжка, бумажка. 7. Группа, коллектив, шоссе, колонна, сумма, грамматика, миллион, аллея. 8. Радостный, вестник, сердце, устный, честный, властный, ненастный. 9. Жи­молость, пассажир, хижина, ерши, жираф. 10. Причал, пища, встреча, чаща, щавель, чашечка, учащиеся. 11. Щучий, чудовище, ищу, чучело, чуткий, щуриться.

Спишите слова, подобрав, где это возможно, про­верочные слова.

Проверочные слова:

1 - полет. 2. - ночь. 3 - арбузы, проруби, матросы, плоды. 4 - пироги, луга, ерши, караси. 5 - кружок, гудок, глазок, овражек, островок. 6 - ложечка, булавочка, пряжечка, книжечка, бумажечка. 7 - запомнить. 8 - радость, весть, сердечный, уста, честь, власть, ненастье. 9 - жи/ши. 10 - ча/ща. 11 - чу
щу.


66. Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните свой выбор.

Запишите из каждой строчки слова, подчиняю­щиеся одному орфографическому правилу. Обо­значьте орфограммы.

1) шевелить.

2) чесать.

3) телефон.

4) грусть.

5) вокзал.

6) кружка.


67. Спишите пословицы, вставляя, где это необ­ходимо, пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных.

1. Дерево (В.п.) смотри в плодах (П.п.), а человека (В.п.) — в делах (П.п.).

2. Март (И.п.) — с водой (Т.п.), апрель (И.п.) — с травой (Т.п.), а май (И.п.) — с цветами (Т.п.).

3. Апрельский цветок (И.п.) ломает снежок (В.п.).

4. Весна (И.п.) красна цветами (Т.п.), а осень (И.п.) — снопами (Т.п.).

5. Яблочко (И.п.) от яблони (Р.п.) недалеко падает.

6. Радость (И.п.) не вечна, и печаль (И.п.) не бесконечна.

7. Одна ласточка (И.п.) весны (Р.п) не делает.

8. На языке (П.п.) мёд (И.п.), а под язы­ком (Т.п.) лёд (И.п.).

9. Не бойся первой ошибки (Р.п.), избегай второй.

10. Догадка (И.п.) не хуже разума (Р.п.).

11. Кошке (Д.п.) — иг­рушки (В.п.), а мышке (Д.п.) — слёзки (В.п.).


68. Прочитайте тексты диктантов, которые со­ставили ученики четвёртого класса. Какой текст вам понравился больше других? Почему?

1. Осенью наши леса кажутся живыми. В лесу мно­го шишек. Слышится свист ветра. Осенние дожди не похожи на летние. Они более затяжные. Хотя воздух свежий.

Тигран Карапитян

2. Наступила живописная осень. Шиповник и жимо­лость облетели. В тиши леса животные приготовили зимнее жильё, где им жить-поживать всю зиму. Не­устрашимая белка насушила грибов и шишек. Они свешиваются с широких веток. Лес ожидает, когда зи­ма накроет его пушистым снегом.

Настя Яровова

3. В погожий осенний денёк я решила пойти в парк. В его тиши можно отдохнуть и понаблюдать за природой.

В этом месте жизнь как будто замирает. Здесь чистый и свежий воздух. Деревья сейчас напоминают рыжих котят. Как они хороши! Самые большие из них уже имеют голые вершины и принялись сторожить, чтобы не срывал проказник-ветер листики с маленьких деревьев. Вот как можно дружить!

Опавшая листва лежит как расшитый узором ко­вёр. Ступаешь на него, а он под ногами шуршит. На широкой полянке растёт шиповник. Пора собирать его спелые плоды, но можно уколоться о его шипы.

На ёлке и сосне висят шишки. Они поддержат зи­мующих птиц. А вот чижи и стрижи покружили над моей головой и полетели в тёплые края.

Из всех жителей парка можно увидеть теперь толь­ко хлопотливую белочку. Она по-прежнему жизнерадо­стна. Всё куда-то торопится, бежит. А ужи и ежи спят в своих норках.

Маргарита Махрина

Подумайте, при изучении какой орфограммы можно использовать эти диктанты. Из третьего текста выпишите слова с данной орфограммой.

Выберите любую из девяти известных вам орфо­грамм. Составьте текст диктанта, который можно было бы использовать при изучении этой орфо­граммы.

Осенний, денек, тиши, деревья, напоминают, котят, хороши, большие, вершины, сторожить, листа, лежит, ковер, ногами, широкий, полянке, плоды, уколоться, шипы, сосне, висят, зимующих, чижи, стрижи, головой, полетели, края, хлопотливую, бежит.


69. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника десять слов с непроверяемыми безударными гласными и три слова с непроверяе­мыми согласными. Подчеркните орфограммы. Со­ставьте предложения с любыми тремя из выписан­ных слов.

Непроверяемые безударные гласные: автомобиль, агроном, багаж, беседа, билет, богатство, инженер, вокзал, газета, горизонт.

Непроверяемые согласные в корне: комбайн, металл.


70. Прочитайте стихи русских поэтов. Объясни­те, какие буквы нужно вписать на месте пропусков.

Запишите стихотворение К. Бальмонта, вставляя пропущенные буквы.

Поставьте ударение в словах из первого четверо­стишия. На какие слоги падает ударение в словах?

1) Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

2) воды, колесом, солнце, тихое, скатилось, дорога, сегодня, примечталось, зимы, чаще, звонкой, увидал, рыжий, месяц.


71. В приведённых ниже словах расставьте уда­рения. В каких словах знак ударения ставить не нужно? Объясните, какова роль ударения в сло­вах.

ПозвонИм, понялА, портфЕль, шофЁр, щавЕль, квартИра, свЁкла.


72. Игра «Кто быстрее?». Аня и Ваня подбира­ют группы из пяти слов так, чтобы ударение в каждом слове одной группы падало на определён­ный слог.

на первый слог         на третий слог

на второй слог          на четвёртый слог

Поиграйте с Аней и Ваней: подберите и запиши­те группы слов.

на первый слог: лето, море, солнце, школа, книга.

на второй слог: каникулы, дорога, закат, поляна, автобус.

на третий слог: приключение, замечание, опоздание, наказание, оправдание.

на четвёртый слог: необходимость, определенность, предупреждение, повествование, произведение.


73. Закончите схему.