Текст как речевое произведение - учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

38. Выберите и выпишите признаки текста.

Заглавие. Тема. Главная мысль. Смысловая завершенность. Смысловая связь предложений. Вступление, основная часть, заключительная часть.



39. Прочитайте текст Э.Успенского.

Обладает ли песня гостей смысловой целостностью, связностью предложений, завершенностью? Почему папа назвал песню гостей безобразием? Можно ли назвать ее текстом?

Выпишите выделенные слова, подчеркните в них орфограммы.

Дорогие, грустное настроение, конца, стальное, вагон, родимая, тормоза, сказал.


40. Прочитайте произведение Н.Шер. Можно ли его назвать текстом? Почему?

Определите тему текста, озаглавьте его. К какому типу моно отнести этот текст: описание, повествование, рассуждение?

Определите содержание каждого абзаца. Выразите его в одном предложении. Запишите получившиеся предложения. Устно перескажите текст по составленному плану.

Сказочный терем.

Тема: дом художника Васнецова в Москве.

Тип текста: описание.

В Москве, в переулке Васнецова стоит русский терем.

Дом Васнецова построен по его плану.

Все в доме богатырское, сказочное.

Кроме картин художника, здесь много старинных вещей, которые он собирал.

В мастерской находятся самые знаменитые его картины.

Эти картины открывают таинственный, волшебный мир.


41. Прочитайте два текста. Определите по вопросу тип каждого из них. Озаглавьте тексты.

1. Зебра - дикая лошадь. Ее называют еще тигровой лошадью. Почему? Потому что белая шкура зебры расцвечена темно-коричневыми полосками, как у тигра.

- Попробуйте превратить текст-рассуждение в текст описание. Запишите полученный вариант.

2. Я плал на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Это курлыкали журавли.

Я поднял голову. Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло золотом в затонах Оки.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

- Счастливо, друзья! - крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

К.Паустовский.

Составьте и запишите план текста К.Паустовского. Перескажите текст по составленносму плану.

Выпишите слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова, подобрав к ним проверочные слова.

- По какому еще признаку можно доказать, что текст К.Паустовского - это текст-повествование? Запииште предложения, которые передают последовательность событий в тексте. Начните так: Я плыл на лодке и услышал, как...

1. Тип текста: описание.

Зебра

Зебра - дикая лошадь. Ее называют еще тигровой лошадью, потому что белая шкура зебры расцвечена темно-коричневыми полосами, как у тигра.

2. Тип текста: повествование.

Журавли

План: 

1) Странный звук в небе.

2) Косяк журавлей над Окой.

3) Прощальный привет шофера.

Лодке - лодочка, сосуд - сосуды, вслед - следы.

Я плыл на лодке и услышал, как курлыкают журавли.

Большие косяки журавлей летели к югу.

Шофер остановил грузовик, как и я свою лодку, и смотрел на журавлей.

Счастливо, друзья! - помахал он им вслед.


42. Прочитатйте текст М.Баттерфилд и определите его тип. Составьте план текста и кратко перескажите его содержание.

План: 

1) Чудо-росток.

2) Рождение цветка.


43. Прочитайте рассказ. К какому типу текстов вы его отнесете?

Что отражено в заглавии - тема или главная мысль текста?

Определите последовательность действий героев. Соствьте и запишите план рассказа. Докажите, что повествовать - значит последовательно рассказывать о событиях, действиях.

Запишите текст по плану. Подчеркните в словах известные вам орфограммы.

Тип текста: повествование.

План

1) Яростная собака.

2) Наблюдатели.

3) Укор женщины.



44. Попробуйте составить текст-описание своей комнаты. Можете воспользоваться вопросами.

Определите, слова какой части речи вами использваны? Каких слов оказалось больше?


45. Прочитайте текст М.Пришвина. Докажите, что это текст-рассуждение. Найдите в тексте утверждение, доказательства и вывод.

Найдите и выпишите обращение и главную мысль текста.

Утверждение:

Природа для нас - кладовая солнца и великими сокровищами жизни.

Доказательства:

Для рыбы - вода, для животных - леса, степи, горы, для человека - Родина.

Вывод:

И охранять природу - значит охранять Родину.


46. Составьте текст-рассуждение о том, что слова воздух, сон - это имена существительные.

Воздух, сон - имена существительные.

Во-первых, они отвечают на вопрос: что? Во-вторых, обозначают предмет, хоть и не такой, который можно потрогать руками. В-третьих, имеют все грамматические признаки существительного: род, число, склонение.

Значит, воздух и сон, не имеющие физических тел, являются существительными наравне с другими, такими как дом, дорога, дерево.


47. Прочитайте текст.

Какие буквы надо написать на месте пропусков? Во все ли слова нужно вписывать букву?

Как вы думаете, если на одну тему (о погоде) напишут почтальон Печкин и кот Матроскин, одинаковая ли будет главная мысль в их текстах?

Составьте и запишите текст о сегодняшней погоде. Определите его главную мысль, отразите ее в заглавии к тексту.


48. Придумайте свою историю на одну из данных тем. Кто в ней будет действовать? Что должно происходить? Чем закончится история?

1) Щенок и дверь.

2) Котенок и клубок ниток.

3) Кот и банка.

Дело было в деревне. Ваню привезли сюда на каникулы к бабушке. 

Ваня, как обычно, после веселой игры на улице забежал домой чем-нибудь перекусить. Заглянул в холодильник и вытащил молоко. Налил себе полный стакан, мигом его выпил и убежал играть дальше.

В это время с улицы прибежал кот Барсик, который тоже очень любил молоко. Он увидел открытую, стоящую на столе банку и сразу же прыгнул на стол. Он с предвкушением засунул свою мордочку в банку и начал лакать молоко. Тут он услышал шаги в коридоре. Хотел убежать, но не тут-то было. Голова застряла!

На пороге показалась бабушка. Она сначала нахмурилась, а потом, как увидела испуганные глаза своего кота, улыбнулась и освободила пленника. А Ване вечером сказала, чтобы он убирал за собой банки на место.