71. Используя слова (словосочетания), дайте определения имени существительного, имени прилогательного и глагола.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилогательное означает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
72. Прочитайте чтихотворение Т.Литвиновой "Мы чинили табурет". Какое настроение оно создаёт у вас?
Какие из записанных слов склоняются, какие - спрягаются, а какое слово никак не изменяется? Распределите выделенные в тексте части речи по следующим колонкам:
Склоняются имена существительные, местоимения. Спрягаются глаголы. Наречия не изменяются.
Стихотворение создаёт весёлое настроение.
73. Выпишите в первый стобик существительные, во второй - прилогательные, в третий - глаголы. Выделите в словах корни.
74. Прочитайте стихотворение О.Высотской. Какие части речи в нём названы? Выпишите их название в столбик и приведите на каждую часть речи по 2-3 своих примера. Откройте оглавление вашего учебника. Сколько разднлов в нём посвящено частям речи?
Существительное - школа, учитель, ученик.
Глагол - просыпается, смотрит, будет петь.
Прилагательное - весёлый, быстрый, короткие.
Местоимение - мы, ты, я, вы.
Числительное - семь, двадцать пять, сто, два.
Наречие - отлично, рано, вверх.
Частицы - не, ни, то, ли, бы.
Междометия - ох, ах, гав-гав, ой.
В учебнике посвящено три раздела частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
75. Озоглавьте рассказ словами из текста. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы. Выделенные слова - это наречия. Они не изменяются, т.е. не склоняются и не спрягаются. Подчеркните наречия по образцу.
Страшный зверь
Хотел кинуть (куда?) назад. Сжимая (как?) крепко. Шагнул (как?) твёрдо. Прыгнуло (как?) вдруг. Убегать (как?) страшней.
76. Подготовьтесь к игре "Я пересказываю, ты слушаешь". Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на трри команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т.д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд - соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескает текст и убедительнее оценить пересказ.
Задание для самостоятельного выполнения.
77. Разбейте текст на три абзаца. Спишите любые два абзаца, подчеркивая наречия, относящиеся к выделенным глаголам. Какое правило вы применяли, Вставляя пропущенные буквы? Укажите во втором предложении главные члены.
Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки (у дорожек), ныряли в чащу (ча - ща) кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не сотавляя на своём пути незамеченным. Вскоре они очутились (чу - щу) высоко над берегом моря.
Слева громоздились изрезанные ущельями (разделит. ь, перед я) горы. Справа торчали (ча-ща) остатки невысокой крепости. Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного кустарника мощный хор невидимых цикад.
Внизу плескалось море. А кругом не было ни души (жи-ши). Потихоньку ощупывая каждый камушек, они прошли метров пять. Здесь ход круто сворачивал направо. (А.Гайдар)
Цыкада - хоботное прыгающее насекомое, издающее характерное стрекотание.
Мы применили правило: проверяемая согласная в корне слова; буква а, и, у после шипящих; разделительный ь.
78. Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря. Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу). Подчеркните в тексте наречия.
Я стою на высоком берегу озера. Вокруг меня я слышу тихий шелест деревьев, приятный звук тихого, спокойного ветра, который обдувает моё лицо. Я виже, как летают разные птицы вдали. Вот они сели на воду, вот они уже летают вблизи меня, справа и слева; их очень много. По озеру идут небольшие волны от ветра - это прекрасное зрелище. Внизу у воды цветут красивые цветы.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилогательное означает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
72. Прочитайте чтихотворение Т.Литвиновой "Мы чинили табурет". Какое настроение оно создаёт у вас?
Какие из записанных слов склоняются, какие - спрягаются, а какое слово никак не изменяется? Распределите выделенные в тексте части речи по следующим колонкам:
Имена существительные | Местоимения | Глаголы | Наречия |
Табурет Гвозди Мама Минута Ножки Молоток Брат |
Мы Нам Я |
Чинили Дала Пилил Работал |
Рано Подряд |
Склоняются имена существительные, местоимения. Спрягаются глаголы. Наречия не изменяются.
Стихотворение создаёт весёлое настроение.
73. Выпишите в первый стобик существительные, во второй - прилогательные, в третий - глаголы. Выделите в словах корни.
74. Прочитайте стихотворение О.Высотской. Какие части речи в нём названы? Выпишите их название в столбик и приведите на каждую часть речи по 2-3 своих примера. Откройте оглавление вашего учебника. Сколько разднлов в нём посвящено частям речи?
Существительное - школа, учитель, ученик.
Глагол - просыпается, смотрит, будет петь.
Прилагательное - весёлый, быстрый, короткие.
Местоимение - мы, ты, я, вы.
Числительное - семь, двадцать пять, сто, два.
Наречие - отлично, рано, вверх.
Частицы - не, ни, то, ли, бы.
Междометия - ох, ах, гав-гав, ой.
В учебнике посвящено три раздела частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
75. Озоглавьте рассказ словами из текста. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы. Выделенные слова - это наречия. Они не изменяются, т.е. не склоняются и не спрягаются. Подчеркните наречия по образцу.
Страшный зверь
Хотел кинуть (куда?) назад. Сжимая (как?) крепко. Шагнул (как?) твёрдо. Прыгнуло (как?) вдруг. Убегать (как?) страшней.
76. Подготовьтесь к игре "Я пересказываю, ты слушаешь". Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на трри команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т.д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд - соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескает текст и убедительнее оценить пересказ.
Задание для самостоятельного выполнения.
77. Разбейте текст на три абзаца. Спишите любые два абзаца, подчеркивая наречия, относящиеся к выделенным глаголам. Какое правило вы применяли, Вставляя пропущенные буквы? Укажите во втором предложении главные члены.
Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки (у дорожек), ныряли в чащу (ча - ща) кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не сотавляя на своём пути незамеченным. Вскоре они очутились (чу - щу) высоко над берегом моря.
Слева громоздились изрезанные ущельями (разделит. ь, перед я) горы. Справа торчали (ча-ща) остатки невысокой крепости. Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного кустарника мощный хор невидимых цикад.
Внизу плескалось море. А кругом не было ни души (жи-ши). Потихоньку ощупывая каждый камушек, они прошли метров пять. Здесь ход круто сворачивал направо. (А.Гайдар)
Цыкада - хоботное прыгающее насекомое, издающее характерное стрекотание.
Мы применили правило: проверяемая согласная в корне слова; буква а, и, у после шипящих; разделительный ь.
78. Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря. Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу). Подчеркните в тексте наречия.
Я стою на высоком берегу озера. Вокруг меня я слышу тихий шелест деревьев, приятный звук тихого, спокойного ветра, который обдувает моё лицо. Я виже, как летают разные птицы вдали. Вот они сели на воду, вот они уже летают вблизи меня, справа и слева; их очень много. По озеру идут небольшие волны от ветра - это прекрасное зрелище. Внизу у воды цветут красивые цветы.